Сибирские огни, 1960, № 12
Вот и в «Аленке», стоит только ‘Позна комиться с обыкновенными, случайно со бравшимися пассажирами, услышать их разговоры и рассказы о своих злоключе ниях, радостях и заботах, невольно при ходишь к выводу, что ты столкнулся с настоящими героями нашего времени. Это же они в труднейших условиях из меняют лик целинных земель! Для них сотни километров — не расстояние, хо тя хороших дорог пока нет в этой «беско нечной, как море, жутковатой степи». Ма ло воды, свирепствуют лютые пыльные метели, остро не хватает жилья, нет шко лы и яслей, в жаркие дни уборочной слишком велик объем работ. А целинни ки трудятся днем и ночью. В два часа ночи отправилась машина с пассажира ми, а в это время Аленкин папа рабо тает в поле (и петому он не пришел про вожать дочь). Он убирает хлеб, торопит ся выполнить план, и это понимает Ален- ка.^она убеждена, что «папа у нее — са мый лучший папа в совхозе», да «и лю ди говорят, если бы все работали, как Аленкин папа, давно бы был комму низм». Уборка не прекращается ни на минуту, людям некогда отдыхать и спать, и потому «чумазые шоферы», перед тем как ехать, проверяют, не заснул ли кто- нибудь случайно под колесом, и потому даже сигналы машин «усталые, сиплые». Понимают люди, отлично понимает и Гулько, что «каждая тонна хлеба уда ляет войну», что и от них зависит подъ ем благосостояния советских людей. У Гулько в Рыбинске больная жена и де ти, но он приехал на целину, так как считал, что его место здесь. Он с гне вом обрушивается на чистоплюев, на тех, кто теряется в трудных условиях целин ной жизни, кто не может противостоять ее грозным шквалам. Такова, по его пред ставлению, и хилая с виду комсомолоч- ка Эльза, вот почему он к ней относится несколько недоброжелательно. Гулько — грубоватый, шумливый, но добрый, от зывчивый и справедливый человек, не прощающий хамского отношения к лю дям. Подул пыльный ветер — и он дает Эльзе свою плащ-палатку, а сам заби рается с головой под пиджак. Не только забота о людях, но и «забота о технике, о машинах стала органической чертой его характера»... Под его началом рабо тают сотни моторов, и все они должны быть в исправности. И не себе он забрал «две несчастные комнаты», в них он все лил прикомандированных слесарей-ре- монтников: оставить их без жилья — это же значит сорвать уборочную! Как и Гулько, добровольно приехала на целину стоматолог Эльза. И не такая она уж беспомощная и пассивная, как может показаться с первого взгляда. Да, у нее пока есть известная жизненная не приспособленность, отсутствует жизнен ная цепкость, но у нее отнюдь не слабый характер. Несмотря на возражения мате ри, она после окончания института по ехала из Риги за тридевять земель — туда, где она особенно нужна. А приеха- ла—и оказалось, что она может остаться без работы, стать первым «безработным» в СССР: в «Солнечном» нет зубоврачеб ного кабинета. Эльза меньше всего ду мает об условиях для себя и больше все го — об условиях Для работы. И, рас строенная, испуганная неожиданным обо ротом дела, она отправляется добивать ся помещения для кабинета. И можно не сомневаться в том, что она добьется. Не хотела ехать Василиса Петровна со своей родины, от волжских белых бе резок, сосенок да елочек, в неизвестные безлесные степи. Не хотелось, а пришлось: дочь поехала, не отпускать же одну... Дочь погибла, спасая общественное доб ро. Василиса Петровна ничего не сооб щила о страшном горе домой, осталась работать в совхозе. Назначили ее пова ром на центральную усадьбу, и целое ле то она «простояла возле плиты без вы ходных». Нелегко это было старой жен щине, к тому же плита оказалась неис правной^ и никто не хотел заниматься ее починкой. Василиса Петровна хотела да же у бога попросить помощи, да забыла молитвы. И вот теперь, в пути, она и про сит и одновременно требует, чтобы Гуль ко отдал приказ исправить плиту. Она ощущает себя членом коллектива целин ного совхоза, и потому не может не за ботиться, не волноваться о судьбах рабо тающих там людей. Не уехала бы она по своей воле от могилки доченьки, но со всем плохое здоровье у нее, «врачи ве лят ехать». Возвращается домой Васили са Петровна с тяжелыми думами, боит ся она, что вторая ее дочь, узнав о смер ти любимой сестренки, уедет в «Солнеч ный», чтобы заменить ее. Так, вероят но, и будет... Если личное и общественное у Васили сы Петровны сливается не полно и в при чудливых, противоречивых формах, то для бывшего детдомовца Степана Реву на в этом вопросе нет никаких противо речий. Чья машина — не важно, он ведет себя здесь как хозяин. Его честный труд дает ему право вести себя так. Он убеж ден: «У человека тогда на душе спокой но, когда он сознает, что не только са мому себе, а еще и другим надобен». Иначе все сложилось у его жены. Замк нутая четырьмя стенами родительской квартиры, она оказалсь отгороженной от широкого мира, в ее руках не было люби мого дела, и потому скучно ей стало, по тому и начала копировать чеховскую «даму с собачкой». Степан уехал с же ной на целину, правильно полагая, что жизненные испытания и труд освобож дают человека от скверны эгоизма. Не легко, подчас драматически шел процесс духовной перестройки антоновской «дамы с собачкой», не очень тонко действовал Степан, но все же трудовая атмосфера целинных будней постепенно излечила женщину, она стала работать учетчицей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2