Сибирские огни, 1960, № 12

о ш к m i А. О г н е в НОВАЯ ПОВЕСТЬ СЕРГЕЯ АНТОНОВА И зумительные дела свершили наши современники на Алтае и в Казах­ стане, покорив огромные площади целин­ ных земель. Совсем недавно на казахские земли пришли первые советские люди со­ здавать совхоз «Солнечный», а уже стал иным темп жизни, «днем и ночью, — пишет С. Антонов в начале повести «Аленка», — ходят по квадратам лафет- ки, трактора и комбайны, гудят на глу­ бинных токах зернопульты, и тугой про­ зрачной параболой взвивается в воздух зерно... Днем и ночью на главной усадь­ бе дышат электрические лампочки, днем и ночью стучит движок электростанции, стучит громко и до того привычно, что его уже никто не слышит. По степи длин­ ными эшелонами несутся грузовики... и ни на минуту не оседает над степными дорогами легкая пыль». Что же это за люди, преобразующие необжитую землю? Что нового, по сравнению с другими пи­ сателями, обнаружил у них С. Антонов? За четыреста километров на станцию Арык отправляется грузовая машина со случайными пассажирами. Среди них и «болезненно рыхлая Василиса Петровна, возвращающаяся с целины в родной го­ род Рыбинск». И молоденькая Настя, ре­ шившая отвезти сыночка «к родителям» и затем вернуться обратно (а «муж даже проводить не вышел — спит...»). И Сте­ пан Ревун, который без спросу сел в грузовик чужого совхоза, и не один — с собакой. Бывший моряк, могучего тело­ сложения, он сразу же растянулся в ку­ зове во весь рост и быстро заснул, поло­ жив на собачонку голову, как на подуш­ ку. Прошло немного времени, и его ста­ ли будить, чтобы узнать дорогу, но он не просыпался. Даже тогда, когда его поса­ дили и прислонили спиной к борту, «ли­ цо его было крепко-накрепко запаяно сном». Среди пассажиров и главный ме­ ханик совхоза Гулько, захвативший «все комнаты», в то время как «в больнице нет места для зубоврачебного кабинета». Едет в машине и худенькая, «тихая как - мышка», «беззащитная» комсомолка Эльза. «Судя по испуганным, застывшим глазам, с ней случилось что-то такое, че­ го она до сих пор не в силах ни объяс­ нить, ни осмыслить». Позвольте, с кем же знакомит нас автор? С напуганными, сонными, бесце­ ремонными, грубыми и черствыми людь­ ми? Но не слишком ли рано мы дали им такую безапелляционную оценку? Мы ведь очень поверхностно с ними познако­ мились и не рассмотрели главного у них. К тому же можно вспомнить, что у С. Антонова часто встречается контраст между заурядной внешностью героев и их обаятельной моральной силой и кра­ сотой. С. Антонов учит читателей судить о человеке не по первому впечатлению, а по его делам и поступкам, по тому, что составляет его сердцевину. Он учит ви­ деть хорошее в человеке, а это, как из­ вестно, более трудно и менее привычно. Нельзя не учитывать здесь и антонов­ ской манеры письма. С. Антонов обычно не дает авторских объяснений и обобще­ ний к поведению героев или к разверты­ вающимся на страницах его произведе­ ний событиям. Да и нужно ли это при подлинной добротности художественной ткани? Опираясь на нее, читатель и сам сможет правильно определить идейно­ эстетическую позицию автора.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2