Сибирские огни, 1960, № 12
ствительной фотобумагой. Следует уточ нить это сравнение. Если чувствительная бумага, то она обладает резко выражен ными избирательными свойствами. У одного человека на этой «бумаге» отпе чатывается все, что имеет отношение к вопросам техники, а у другого все это не оставляет ни малейших следов. Зато стоит ему хотя бы вскользь услышать имя нового автора, название новой книги, как он запомнит их крепко-накрепко. Творческое внимание всегда «специа лизированно». Творчество даже и невоз можно без такой специализации, без определенной настроенности. Астроном должен уметь позабывать обо всем на свете, кроме звезд. Плохой тот шахма тист, который на турнире может думать о чем-нибудь, кроме шахмат. Не бывать ему чемпионом. Без целеустремленности, без сосредо точенности нет таланта. Говорят, что влюбленные всегда талантливы, но влюб ленность — это и есть сосредоточен ность. И астроном, и шахматист, и поэт, и юноша, идущий на свидание, — все они только об одном и думают, толь ко одно и замечают. Однако настроенность нашего соз нания постепенно изменяется. У нас без конца возникают все новые и новые ин тересы, как будто мы поворачиваем ру коятку настройки нашего сознания. Предположим, что в новом рассказе мы собираемся изобразить строящийся рабочий поселок в сибирской тайге. Мы сами жили в этом поселке, сами строили его. Однако наш взгляд до сих пор равнодушно скользил по многому, что проходило перед нашими глазами. Мы постоянно были заняты чем-то другим, всматривались во что-то дру гое. Но вот мы принялись писать рассказ, набросали черновик, в котором наспех изобразили одну из улиц в поселке, уже зашвырнули его куда-то и даже, может быть, и в самом деле позабыли о нем, однако у нас теперь возник, да так и сохранился интерес к тому, как внешне выглядит поселок. Теперь мы с необык новенным интересом наблюдаем, как на его улицах, на том самом месте, где по ложено быть тротуарам, землеройные машины стремительно прокладывают траншеи невероятной глубины, как ря дом с траншеями до высоты вторых эта жей возникают глиняные горные хреб ты, с которых весело катается «мальчи шек радостный народ», как жители на тракторах и бульдозерах волокут из тай ги необъятные стволы деревьев и элек тропилами разделывают их на дрова. Прежде мы не то что не видели этого (мы не могли не видеть), но были ко всему этому в какой-то мере равнодуш ны. Теперь, в связи с рассказом, кото рый мы начали писать, наше внимание неожиданно обострилось, и мы увидели тысячи интереснейших подробностей, на которые прежде не обращали вни мания. Через несколько месяцев мы взглянем на свой черновик новыми глазами. Мы подросли, стали иными, многое увидели, над многим подумали. Теперь мы можем и дополнить, и исправить первый вари ант нашей рукописи. Мы внутренне подготовились к этому. Сами стали в какой-то мере другими. Мы стали уве реннее в своем материале, поэтому да же наш почерк изменился. Второй вари ант рукописи мы набрасываем более твердой рукой. Однако придет время, и этот новый вариант нашей рукописи также будет заброшен и позабыт. Воз никнут новые вопросы. С повышенным интересом мы будем ра згады вать те перь что-то иное, что не разглядели прежде. Ошибки, которыми был наполнен первый черновик, свидетельствуют о не подготовленности писателя. Если бы он отлично знал все, что надо сказать, то написал бы свою вещь за один присест, начисто, сразу. Его черновики помога ют ему обнаружить его неподготовлен ность. В этом их главный смысл. Однако почему необходимо работать так, как работал Гоголь, но почему не работать и так, как Леонид Андреев? Ес ли вещь не удавалась ему сразу, то он тут же, без всяких перерывов, переделывал ее еще и еще раз. Свой «Красный смех» (а это не маленькая вещь) он трижды пе ределал в течение одной ночи. Однако в таком случае работа писа теля сводится главным образом к сти листическим переделкам, несуществен ным поправкам. Если наш автор час на зад, когда только что закончил первый вариант своего рассказа, не знал чего- нибудь, то он не знает этого и теперь. Все его ошибки с ним. Сейчас он только од но и может сделать — перенести их из первого черновика во второй. Писатель набрасывает черновик не слишком-то уверенной рукой. Он знает, что его рукопись, если положить руку на сердце, представляет нечто ужас ное. Зачастую это всего лишь собрание довольно бессвязных фраз, в которых, кроме автора, никто разобрать ся не сможет. Этого нельзя показывать даже самому снисходительному крити ку. Из этого в дальнейшем сохранится, может быть, всего несколько строк. Все будет выброшено. И однако автор знает по своему опыту, что эта его черновая работа очень важна. Значение черновиков нельзя измерять количеством фраз или страниц, которые отсюда перейдут в окончательный вари ант. Работа над черновиками не была напрасной, даже если от них не осталось ни одной фразы: она помогла писателю установить границы его незнания. Те перь ему стало понятно, к чему еще на до присмотреться, над чем задуматься. Это заставляет вспомнить индийскую
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2