Сибирские огни, 1960, № 12
В лирическом стихотворении, как и в пейзаже, нет героя, однако и на него рас пространяются эти общие положения. В нем отражается сам поэт и опять-таки не в какой-то случайный момент, но в мо мент большого напряжения мысли и чувства. Однако что же является причиной этих напряжений, которые мы видим в каждом подлинном произведении искус ства? Борьба — если говорить в самом широком значении этого слова. Борьба — это не только схватка лю дей друг с другом или силами природы во время наводнения, бури, пожара. Тот, кто пытается понять природу, тоже участник в этой борьбе. Этим пониманием нас вооружают не только ученые, но и художники, поэты, писатели. После Гур- кина и Куинджи нам стали понятнее, роднее и березовые рощи, и речные да ли, и крутые снежные горы. Прежде чем выступить на борьбу с бескрайними льда ми, лесами, горами, океанами, нужно пе рестать бояться их. Этим бесстрашием человек вооружается не только через науку, но и через искусство. Представьте себя на необжитой сибирской реке. Мы вглядываемся в скалы на берегу, в гу стую темную тайгу, в горы, затянутые дымкой, и говорим — это прекрасно. Мы уже видели нечто подобное на кар тинах любимых мастеров. Мы уже воспи таны соответствующим образом. Красо та новых мест оказалась нам знакомой, понятной через произведения искусства. Ну, а если прекрасно, то не страшно. Та ким образом, даже мирный труд худож- ника-пейзажиста является трудом бой ца, идущего в первых рядах в наступле нии на природу. Увидеть красоту в природе, вот, ска жем, в березовой роще, в украинской мочи, в могучих скалах Алтая — это значит подметить какие-то новые законо мерности, которые прежде оставались не замеченными. Но это также означает — сделать новый шаг к познанию, а следо вательно, и к покорению природы. Здесь мы подошли вплотную к вопро су об изображении конфликта в литера туре. Люди беспрестанно борются и друг с другом, и с природой. Однако не надо смешивать эти два вида борьбы. Борьба возможна и без конфликта (то есть без столкновения человека с человеком). Робинзон долгие годы трудился на острове. Каждый день его жизни — это суровое сражение с природой. А конф ликта нет. Герой стремится вырваться с острова, но никто не стремится удержать его на острове. Геологи искали в горах железо. Тыся чи препятствий были на их пути. Мы с неослабевающим интересом следим за героем романа. На его пути и непогода, и звери, и лесные пожары, и грозные об валы. Обессилев, он ползет последние метры. Драматизм событий очевиден. Но где же здесь конфликт? Тысячи дру зей у нашего героя и ни одного врага. Все, кто может, спешат к нему на по мощь. Борьба с природой, которую ведут Ро бинзон и эти геологи, не есть конфликт или результат конфликта. Столкновение человека с человеком (конфликт) и борь ба человека с природой — это совсем не одно и то же. Некий критик, смешав эти понятия, заявил однажды, что у дрово сека конфликт с деревом: дерево, види те ли, оказывает сопротивление его то пору. Развивая эту мысль, остается за явить, что у человека конфликт с возду хом (воздух оказывает сопротивление,, когда его вдыхают), что корабль находит ся в конфликте с волнами, перо с бума гой и т. д. «Правильно замечено, что между осложнением и конфликтом сущест вует большая разница и что наши писа тели часто склонны смешивать эти два понятия». (Иоганнес Р. Бехер. О поэти ческом.) Не надо путать конфликт с осложне ниями, иначе говоря, с затруднениями,, увеличением сопротивления. Автомобиль, мчится по дороге, на пути встречается все больше и больше выбоин, камней, овра гов, болот. Сопротивление увеличивает ся. Затруднений с каждой минутой стано вится все больше и больше. Поездка, такая безмятежная вначале, возможно, окончится трагически. Мы с огромным; напряжением следим на экране за этим автомобилем. Перед нами полноценное произведение искусства, однако в основе его опять-таки нет конфликта. Люди очень часто борются друг с дру гом, их интересы беспрестанно сталки ваются, однако не менее напряженную борьбу человек ведет с природой Толь ко в морях и океанах, как утверждает Аллен Бомбар, ежегодно тонет свыше двухсот тысяч человек. И это малая часть человеческих потерь в этой упор ной, не прекращающейся борьбе. Пред ставьте только эти сотни тысяч напря женнейших драматических положений, которые ежечасно развертываются где- то совсем недалеко от нас. Искусство должно показывать и то, как люди бо рются друг с другом, и то, как они бо рются с природой. Напряжение, в котором находится че ловек, всегда есть результат борьбы. Герой подлинно художественного произ ведения изображается только в моменты высочайшего напряжения, на какое он способен, однако в известном смысле вто ростепенно, чем вызвано это напряже ние — борьбой с человеком или борьбой с природой. Но только если герой не бу дет показан в напряжении всех своих сил, то художественное произведение неизбежно потускнеет, обесцветится. Сторонники теории бесконфликтности глубоко неправы, когда отрицают необхо димость изображения борьбы и утверж дают, что героя можно изображать в лю~
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2