Сибирские огни, 1960, № 12

В лирическом стихотворении, как и в пейзаже, нет героя, однако и на него рас­ пространяются эти общие положения. В нем отражается сам поэт и опять-таки не в какой-то случайный момент, но в мо­ мент большого напряжения мысли и чувства. Однако что же является причиной этих напряжений, которые мы видим в каждом подлинном произведении искус­ ства? Борьба — если говорить в самом широком значении этого слова. Борьба — это не только схватка лю­ дей друг с другом или силами природы во время наводнения, бури, пожара. Тот, кто пытается понять природу, тоже участник в этой борьбе. Этим пониманием нас вооружают не только ученые, но и художники, поэты, писатели. После Гур- кина и Куинджи нам стали понятнее, роднее и березовые рощи, и речные да­ ли, и крутые снежные горы. Прежде чем выступить на борьбу с бескрайними льда­ ми, лесами, горами, океанами, нужно пе­ рестать бояться их. Этим бесстрашием человек вооружается не только через науку, но и через искусство. Представьте себя на необжитой сибирской реке. Мы вглядываемся в скалы на берегу, в гу­ стую темную тайгу, в горы, затянутые дымкой, и говорим — это прекрасно. Мы уже видели нечто подобное на кар­ тинах любимых мастеров. Мы уже воспи­ таны соответствующим образом. Красо­ та новых мест оказалась нам знакомой, понятной через произведения искусства. Ну, а если прекрасно, то не страшно. Та­ ким образом, даже мирный труд худож- ника-пейзажиста является трудом бой­ ца, идущего в первых рядах в наступле­ нии на природу. Увидеть красоту в природе, вот, ска­ жем, в березовой роще, в украинской мочи, в могучих скалах Алтая — это значит подметить какие-то новые законо­ мерности, которые прежде оставались не­ замеченными. Но это также означает — сделать новый шаг к познанию, а следо­ вательно, и к покорению природы. Здесь мы подошли вплотную к вопро­ су об изображении конфликта в литера­ туре. Люди беспрестанно борются и друг с другом, и с природой. Однако не надо смешивать эти два вида борьбы. Борьба возможна и без конфликта (то есть без столкновения человека с человеком). Робинзон долгие годы трудился на острове. Каждый день его жизни — это суровое сражение с природой. А конф­ ликта нет. Герой стремится вырваться с острова, но никто не стремится удержать его на острове. Геологи искали в горах железо. Тыся­ чи препятствий были на их пути. Мы с неослабевающим интересом следим за героем романа. На его пути и непогода, и звери, и лесные пожары, и грозные об­ валы. Обессилев, он ползет последние метры. Драматизм событий очевиден. Но где же здесь конфликт? Тысячи дру­ зей у нашего героя и ни одного врага. Все, кто может, спешат к нему на по мощь. Борьба с природой, которую ведут Ро­ бинзон и эти геологи, не есть конфликт или результат конфликта. Столкновение человека с человеком (конфликт) и борь­ ба человека с природой — это совсем не одно и то же. Некий критик, смешав эти понятия, заявил однажды, что у дрово­ сека конфликт с деревом: дерево, види­ те ли, оказывает сопротивление его то­ пору. Развивая эту мысль, остается за­ явить, что у человека конфликт с возду­ хом (воздух оказывает сопротивление,, когда его вдыхают), что корабль находит­ ся в конфликте с волнами, перо с бума­ гой и т. д. «Правильно замечено, что между осложнением и конфликтом сущест­ вует большая разница и что наши писа­ тели часто склонны смешивать эти два понятия». (Иоганнес Р. Бехер. О поэти­ ческом.) Не надо путать конфликт с осложне­ ниями, иначе говоря, с затруднениями,, увеличением сопротивления. Автомобиль, мчится по дороге, на пути встречается все больше и больше выбоин, камней, овра­ гов, болот. Сопротивление увеличивает­ ся. Затруднений с каждой минутой стано­ вится все больше и больше. Поездка, такая безмятежная вначале, возможно, окончится трагически. Мы с огромным; напряжением следим на экране за этим автомобилем. Перед нами полноценное произведение искусства, однако в основе его опять-таки нет конфликта. Люди очень часто борются друг с дру­ гом, их интересы беспрестанно сталки­ ваются, однако не менее напряженную борьбу человек ведет с природой Толь­ ко в морях и океанах, как утверждает Аллен Бомбар, ежегодно тонет свыше двухсот тысяч человек. И это малая часть человеческих потерь в этой упор­ ной, не прекращающейся борьбе. Пред­ ставьте только эти сотни тысяч напря­ женнейших драматических положений, которые ежечасно развертываются где- то совсем недалеко от нас. Искусство должно показывать и то, как люди бо­ рются друг с другом, и то, как они бо­ рются с природой. Напряжение, в котором находится че­ ловек, всегда есть результат борьбы. Герой подлинно художественного произ­ ведения изображается только в моменты высочайшего напряжения, на какое он способен, однако в известном смысле вто­ ростепенно, чем вызвано это напряже­ ние — борьбой с человеком или борьбой с природой. Но только если герой не бу­ дет показан в напряжении всех своих сил, то художественное произведение неизбежно потускнеет, обесцветится. Сторонники теории бесконфликтности глубоко неправы, когда отрицают необхо­ димость изображения борьбы и утверж­ дают, что героя можно изображать в лю~

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2