Сибирские огни, 1960, № 12
что и Белинский прав, говоря, что писа тель изображает события мелочные, обы денные, и мы правы, когда говорим, что он изображает события необыкновенные: он изображает мелочные, обыденные со бытия в тот момент, когда они в необык новенной степени захватывают наше во ображение. Но что является причиной этого не обыкновенного нашего интереса? Истинный талант берет своего героя в обыденной обстановке, среди повсе дневных мелочей, однако выбирает лишь такие моменты в его жизни, когда тот находится в состоянии наивысшего на пряжения, когда в нем напряжены все его силы. Вот «Анна Каренина». Роман начи нается картиной семейного разлада. Еще никогда не было такого в семье Облон ских. Однако что же здесь необычного? Мы видим, как Степан Аркадьич Облон ский просыпается. Сквозь полусон ему грезятся какие-то маленькие графинчи ки-женщины, звучит какая-то песенка. Неожиданно мысль возвращается к дей ствительности. В семье тяжелая ссора. Жена узнала, что он в связи с францу- женкой-гувернанткой. Дальше следует рассказ, с каким ужасом, отчаянием, гневом смотрела на него Долли, как он хотел солгать ей и не сумел — лицо не послушалось. Все это очень обыденно. Это много раз бывало в семьях, изображалось в пьесах, романах. Но ведь это не любые моменты, Долли за всю свою жизнь не мучалась так, как мучается теперь. Ничего похо жего не было никогда и с Облонским. Мы передали содержание первой главы, но ведь и во второй главе Толстой рас сказывает только о моментах наибольше го напряжения. И так во всем романе. Зачем нам знать, как ведут себя герои, когда с ними ничего не случается, когда они ничего не совершают? О людях мы можем судить только по их действиям. Любой рассказ, какой только нам приходилось когда-нибудь слышать, был прежде всего рассказом о больших делах и горячих страстях. Только об этом и можно рассказывать. Так же и в нашей собственной жизни. Если мы не совершили никаких дел, если нам никогда не приходилось напрягать все свои силы, то нам не о чем вспоми нать, как будто нас и не было. В нашей памяти остаются вовсе не так называе- вые благополучные годы, когда, предпо ложим, мы то и дело ездили на курорты, дачи, каждый вечер бывали в гостях, плотно кушали, крепко спали. Все это с необыкновенной легкостью выветрилось из памяти. Зато с какой необыкновенной отчетли востью, как светло и радостно вспоми наются нам походы по тайге, тундре, го рам, работа на новом заводе, раздумья над книгой, изобретением. Вот когда мы жили! Только это и осталось в памяти. Точно так же о любом литературном герое можно говорить лишь в той мере, в какой он что-либо совершает. Писа тель пропускает все тусклые, бесцвет ные мгновения в жизни своего героя и выбирает самые напряженные. Только через них герой поддается верному опи санию. Но в то же время мы только сейчас видели, что действие «Анны Карениной», например, ни на шаг не выходит из обы- деннейшей обстановки. Толстой не выду мывает необыкновенных событий, он всего лишь пристально всматривается в житейские мелочи. Настоящий писатель умеет разглядеть тысячи волнующих мгновений среди будничной повседнев ности. Но вот перед нами «Старосветские по мещики» Гоголя. В жизни Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны мы не замечаем напряжения. Пульхерия Ивановна занята своими крошечными хозяйственными делами. Афанасий Ива нович среди ночи встает покушать, ко шечка исчезла, гость приехал. Вот са мые сильные переживания, какие только выпадают на долю наших героев. Им ни когда и ни за что не приходилось бороть ся. Их жизнь как раз тем и замечатель на, что в ней не было даже подобия борь бы. Все, чем они владели, само пришло к ним и само держалось в их руках. Однако не кажется ли вам, что мы не совсем правы? Разве можно сказать, что герои повести так-таки и не проявляли ни малейших усилий? Без усилий, без напряжений, пусть самых маленьких, никак на свете жить невозможно. Тов- стогубы изображены в моменты самого высокого напряжения, какое только бы вало у них в этот период их жизни. Ко нечно, все эти напряжения ничтожны, но если мы взглянем на наших героев в дру гие минуты, то там даже и этого не уви дим. Когда Афанасий Иванович не под шучивает над Пульхерией Ивановной, не встает среди ночи покушать, не уго щает гостя наливкой, тогда только дрем лет, и тут уже вовсе нечего изображать. В этом-то, наверное, и лежит один из. корней смешного. Жизнь человека всегда кажется смешной, когда она лишена на пряжений или когда напряжения эти ничтожны. Илья Ильич Обломов точно так же, как и Товстогубы, изображен в романе в моменты самых высоких напряжений, какие выпали на его долю. Беда лишь в том, что и у него напряжения эти ничтож ны. У него тоже есть препятствия, кото рые ему необходимо преодолеть. Ста роста пишет в письме, что доходов в ны нешнем году будет «тысящи яко две по- мене против того года, что прошел». Обломов силится вспомнить, сколько же было доходов в прошлом году, однако припомнить не может. Потом он начи нает раздумывать, какие бы реформы провести в своей деревеньке, чтобы дохо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2