Сибирские огни, 1960, № 12
ширностьго затрагиваемых рядов. Герои Толстого, Достоевского, Гончарова, Шо лохова, Н. Островского или Ремарка и .Довженко это прежде всего маленькие «простые люди», какие чаще всего в жизни встречаются. Писатели подчерк нули в своих героях не то, что отличает их от других людей, но то, что роднит их с другими людьми — в Павке Корчагине мы видим героизм множества других та ких же пареньков, в Молчалине — под- .лость множества молчалиных. Совершен но не обязательно, чтобы герой нашего рассказа очутился на необитаемом остро ве, отыскал ящик с сокровищами или полюбил необыкновенную красавицу. Не зтим заинтересовывается читатель. Пусть с героем произведения произойдет самое обыкновенное событие, ничем не выделяющееся среди множества других событий, пусть, например, у него всего лишь прохудится подошва сапога, отче го он теперь, как Макар Девушкин из «Бедных людей» Достоевского, уже не смеет всей ногой становиться на землю. Пусть. «Чем обыкновеннее, чем пошлее, так сказать, содержание повести, слиш ком заинтересовывающей читателя, тем больший талант со стороны автора обна руживает она, — писал Белинский, — простота вымысла в поэзии реальной есть один из самых верных признаков истинной поэзии, истинного и притом зре лого таланта». Вы с о к о е на пряжен ие В прожитой жизни идут в счет лишь напря женные, волнующие мгновения, вот почему един ственно в них и через них поддается она верному описанию. Лишь когда в человеке взыг рают все душевные силы, он истинно жив для себя и для других; только когда его душа рас калена и пылает, становится он зримым об разом. Ст. Цвейг. Истинный талант, только что читали мы у Белинского, тяготеет к изображению явлений обыденных, повседневных, встре чающихся на каждом шагу, но разве ге рои самых лучших, самых увлекатель ных книг, какие только нам когда-либо приходилось читать, не были прежде все го необыкновенными героями? Даже са мые книги эти часто так и назывались — «Необыкновенные приключения»... Да зачем бы мы читать их стали, если бы в них изображалась всего лишь обыденная .действительность? Хорошая книга для нас всегда была дверью в какой-то новый мир. Разве обыденны приключения Ро- •бинзона Крузо, разве обычна любовь Тристана и Изольды, разве Отелло всего лишь обыкновенный человек? И не напи- •сал ведь Грин свои «Алые паруса» о па русах заплатанных, грязных, какими они чаще всего бывают. Паруса на корабле •его героя ярче мечты. Как же после все го этого говорить, что истинные талан ты тяготеют к изображению мелочной «пошлой» действительности? Однако прежде чем отвечать на эти вопросы, подумаем, что такое обыкно венный и необыкновенный, обычный и необычный. Представьте себе человека, который сидит за столом и спокойно читает газе ту. Обыкновенно это или необыкновенно? Представьте также девушку, которая стоит за столом и раскатывает лапшу. Это обыкновенно? Что может быть обы деннее таких картин? Да мы и сами каж дый день сидим с газетой в руках, мил лионы людей каждый день, не торопясь, перелистывают газеты. Лапша... но поче му лапша? Да и что может быть обыкно веннее лапши? Однако мы не случайно привели имен но эти примеры. Девушку, раскатываю щую лапшу, мы видели в прекрасном итальянском фильме «Украли трамвай». Весь зал, затаив дыхание, следил за ее руками. Это было необыкновенное зрели ще. Если Марчелла успеет быстрее и лучше всех раскатать лапшу, то ее вы берут королевой трамвайщиков. И ее таки выбрали. В другом кинофильме зрители с огром ным напряжением следили за тем, как ге рой перелистывает газету. Что будет, когда он увидит на одном из снимков изуродованное лицо своего сына? Он вот- вот взглянет на снимок. Чем благодуш нее, спокойнее он был, тем больше вол новались зрители. Надвигалась катастро фа. Должно было совершиться что-то ужасное. Можно было бы привести много приме ров, когда мы с таким же вниманием следили, как герой фильма или пьесы переходил улицу, поднимал окурок, ре зал хлеб, разглядывал подошву ботинка, покупал молоко. Оказывается, любое со бытие, даже самое обыденное, может вы звать необыкновенный интерес. Значит, нет вопроса, какие события обыкновенные и какие необыкновенные. Есть другой вопрос: когда, при каких условиях так называемые обыкновенные события захватывают воображение чита телей, внимание зрителей? Но ведь в таком случае получается.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2