Сибирские огни, 1960, № 12

ширностьго затрагиваемых рядов. Герои Толстого, Достоевского, Гончарова, Шо­ лохова, Н. Островского или Ремарка и .Довженко это прежде всего маленькие «простые люди», какие чаще всего в жизни встречаются. Писатели подчерк­ нули в своих героях не то, что отличает их от других людей, но то, что роднит их с другими людьми — в Павке Корчагине мы видим героизм множества других та­ ких же пареньков, в Молчалине — под- .лость множества молчалиных. Совершен­ но не обязательно, чтобы герой нашего рассказа очутился на необитаемом остро­ ве, отыскал ящик с сокровищами или полюбил необыкновенную красавицу. Не зтим заинтересовывается читатель. Пусть с героем произведения произойдет самое обыкновенное событие, ничем не выделяющееся среди множества других событий, пусть, например, у него всего лишь прохудится подошва сапога, отче­ го он теперь, как Макар Девушкин из «Бедных людей» Достоевского, уже не смеет всей ногой становиться на землю. Пусть. «Чем обыкновеннее, чем пошлее, так сказать, содержание повести, слиш­ ком заинтересовывающей читателя, тем больший талант со стороны автора обна­ руживает она, — писал Белинский, — простота вымысла в поэзии реальной есть один из самых верных признаков истинной поэзии, истинного и притом зре­ лого таланта». Вы с о к о е на пряжен ие В прожитой жизни идут в счет лишь напря­ женные, волнующие мгновения, вот почему един­ ственно в них и через них поддается она верному описанию. Лишь когда в человеке взыг­ рают все душевные силы, он истинно жив для себя и для других; только когда его душа рас­ калена и пылает, становится он зримым об­ разом. Ст. Цвейг. Истинный талант, только что читали мы у Белинского, тяготеет к изображению явлений обыденных, повседневных, встре­ чающихся на каждом шагу, но разве ге­ рои самых лучших, самых увлекатель­ ных книг, какие только нам когда-либо приходилось читать, не были прежде все­ го необыкновенными героями? Даже са­ мые книги эти часто так и назывались — «Необыкновенные приключения»... Да зачем бы мы читать их стали, если бы в них изображалась всего лишь обыденная .действительность? Хорошая книга для нас всегда была дверью в какой-то новый мир. Разве обыденны приключения Ро- •бинзона Крузо, разве обычна любовь Тристана и Изольды, разве Отелло всего лишь обыкновенный человек? И не напи- •сал ведь Грин свои «Алые паруса» о па­ русах заплатанных, грязных, какими они чаще всего бывают. Паруса на корабле •его героя ярче мечты. Как же после все­ го этого говорить, что истинные талан­ ты тяготеют к изображению мелочной «пошлой» действительности? Однако прежде чем отвечать на эти вопросы, подумаем, что такое обыкно­ венный и необыкновенный, обычный и необычный. Представьте себе человека, который сидит за столом и спокойно читает газе­ ту. Обыкновенно это или необыкновенно? Представьте также девушку, которая стоит за столом и раскатывает лапшу. Это обыкновенно? Что может быть обы­ деннее таких картин? Да мы и сами каж­ дый день сидим с газетой в руках, мил­ лионы людей каждый день, не торопясь, перелистывают газеты. Лапша... но поче­ му лапша? Да и что может быть обыкно­ веннее лапши? Однако мы не случайно привели имен­ но эти примеры. Девушку, раскатываю­ щую лапшу, мы видели в прекрасном итальянском фильме «Украли трамвай». Весь зал, затаив дыхание, следил за ее руками. Это было необыкновенное зрели­ ще. Если Марчелла успеет быстрее и лучше всех раскатать лапшу, то ее вы­ берут королевой трамвайщиков. И ее таки выбрали. В другом кинофильме зрители с огром­ ным напряжением следили за тем, как ге­ рой перелистывает газету. Что будет, когда он увидит на одном из снимков изуродованное лицо своего сына? Он вот- вот взглянет на снимок. Чем благодуш­ нее, спокойнее он был, тем больше вол­ новались зрители. Надвигалась катастро­ фа. Должно было совершиться что-то ужасное. Можно было бы привести много приме­ ров, когда мы с таким же вниманием следили, как герой фильма или пьесы переходил улицу, поднимал окурок, ре­ зал хлеб, разглядывал подошву ботинка, покупал молоко. Оказывается, любое со­ бытие, даже самое обыденное, может вы­ звать необыкновенный интерес. Значит, нет вопроса, какие события обыкновенные и какие необыкновенные. Есть другой вопрос: когда, при каких условиях так называемые обыкновенные события захватывают воображение чита­ телей, внимание зрителей? Но ведь в таком случае получается.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2