Сибирские огни, 1960, № 12
В. МИХАЙЛОВ В П О И С К А Х З А К О Н О М Е Р Н О С Т Е Й Т В О Р Ч Е С Т В А Статья вторая Р я д ы я в лени й ...Тип слагается из долгих и многих повторе ний... С той поры и становится типом, когда он повторился много раз. И. А. Гончаров. Что случилось только однажды и ни когда больше не повторится, не пред ставляет интереса ни в науке, ни в ис кусстве. И писатель, и ученый наблю дают не единичные, неповторимые явле ния, но обязательно какие-то ряды явле ний, связанных между собой общностью, сходством. Законы физики, математики, химии так и говорят о рядах явлений — о вся ком теле, погруженном в жидкость, о ко личестве теплоты, выделяющейся в лю бом проводнике, о сумме квадратов лю бых чисел и т. д. В науке изучаются об щие положения. Открывать законы, не имеющие уни версального, всеобщего значения, было бы пустым занятием. Закон Архимеда, например, не имел бы ни малейшего зна чения, если бы он был справедлив толь ко для короны Гиерона и только для той ванны, в которой лежал Архи мед. Точно так же писатель изображает лишь такие события, которые имеют зна чение в ряде случаев, и лишь таких ге роев, в которых есть общее со многими другими людьми. Таким образом, карти ны, нарисованные им, становятся сродни формулам и определениям ученого — они универсальны, они несут в себе чер ты, характерные во многих случаях. Плюшкин, Обломов, Печорин, Павка Корчагин, любой типический персонаж яв ляются художественными обобщениями. Выстройте в шеренгу всех скупцов, оби тающих на земле, — Плюшкин будет одним из ярчайших представителей это- Начало см. в журн. «Сибирские огни», № 11. го ряда, Обломов — ряда обломовых и т. д. И когда, например, Гоголь пишет о «страшной потрясающей тине мелочей, опутавших нашу жизнь», то и это худо жественное обобщение, закономерность, открытая им. Надо было увидеть общее в тысячах мелочей, чтобы все их опреде лить единым словом тина. Писатель изображает типические по ложения и характеры. Но что такое ти пичность? Она представляется нам, как закономерность, открытая писателем, на блюдающим ряды сходных явлений. Нам кажется более плодотворным по дойти к вопросу о типическом несколько с иной стороны, выделить на первый план не образы, созданные художником, но и те ряды явлений, которые он рассматри вает. Говоря о рядах явлений, мы сбли жаем работу писателя с работой учено го. Писатель теперь представляется нам как исследователь, изучающий окружаю щую действительность, отыскивающий в ней линии общности. На первый план мы выделяем не эстетическое, не эмоцио нальное, а познавательное значение про изведений искусства, глубину проникно вения писателя в изображаемые им явле ния. Работа писателя становится важной и значительной только в том случае, когда он изображает явления повторяющиеся, имеющие широкое распространение. Если же он рисует события редкие, ко торые, кроме него, никогда и никому не случится наблюдать, то его непременно ожидает неудача. Проиллюстрируем это примером. На собрании литературного кружка
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2