Сибирские огни, 1960, № 12

В. МИХАЙЛОВ В П О И С К А Х З А К О Н О М Е Р Н О С Т Е Й Т В О Р Ч Е С Т В А Статья вторая Р я д ы я в лени й ...Тип слагается из долгих и многих повторе­ ний... С той поры и становится типом, когда он повторился много раз. И. А. Гончаров. Что случилось только однажды и ни­ когда больше не повторится, не пред­ ставляет интереса ни в науке, ни в ис­ кусстве. И писатель, и ученый наблю­ дают не единичные, неповторимые явле­ ния, но обязательно какие-то ряды явле­ ний, связанных между собой общностью, сходством. Законы физики, математики, химии так и говорят о рядах явлений — о вся­ ком теле, погруженном в жидкость, о ко­ личестве теплоты, выделяющейся в лю­ бом проводнике, о сумме квадратов лю­ бых чисел и т. д. В науке изучаются об­ щие положения. Открывать законы, не имеющие уни­ версального, всеобщего значения, было бы пустым занятием. Закон Архимеда, например, не имел бы ни малейшего зна­ чения, если бы он был справедлив толь­ ко для короны Гиерона и только для той ванны, в которой лежал Архи­ мед. Точно так же писатель изображает лишь такие события, которые имеют зна­ чение в ряде случаев, и лишь таких ге­ роев, в которых есть общее со многими другими людьми. Таким образом, карти­ ны, нарисованные им, становятся сродни формулам и определениям ученого — они универсальны, они несут в себе чер­ ты, характерные во многих случаях. Плюшкин, Обломов, Печорин, Павка Корчагин, любой типический персонаж яв­ ляются художественными обобщениями. Выстройте в шеренгу всех скупцов, оби­ тающих на земле, — Плюшкин будет одним из ярчайших представителей это- Начало см. в журн. «Сибирские огни», № 11. го ряда, Обломов — ряда обломовых и т. д. И когда, например, Гоголь пишет о «страшной потрясающей тине мелочей, опутавших нашу жизнь», то и это худо­ жественное обобщение, закономерность, открытая им. Надо было увидеть общее в тысячах мелочей, чтобы все их опреде­ лить единым словом тина. Писатель изображает типические по­ ложения и характеры. Но что такое ти­ пичность? Она представляется нам, как закономерность, открытая писателем, на­ блюдающим ряды сходных явлений. Нам кажется более плодотворным по­ дойти к вопросу о типическом несколько с иной стороны, выделить на первый план не образы, созданные художником, но и те ряды явлений, которые он рассматри­ вает. Говоря о рядах явлений, мы сбли­ жаем работу писателя с работой учено­ го. Писатель теперь представляется нам как исследователь, изучающий окружаю­ щую действительность, отыскивающий в ней линии общности. На первый план мы выделяем не эстетическое, не эмоцио­ нальное, а познавательное значение про­ изведений искусства, глубину проникно­ вения писателя в изображаемые им явле­ ния. Работа писателя становится важной и значительной только в том случае, когда он изображает явления повторяющиеся, имеющие широкое распространение. Если же он рисует события редкие, ко­ торые, кроме него, никогда и никому не случится наблюдать, то его непременно ожидает неудача. Проиллюстрируем это примером. На собрании литературного кружка

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2