Сибирские огни, 1960, № 11

полярном Урале»). Олицетворенным вы­ ступает лето: «Там, у Дудинки, в тунд­ ре где-то, на яр взобравшись тяжело, не может отдышаться лето: оно в пути из­ немогло» («У широкой переправы»). Как человек, наделен чувствами «каме­ нистый берег туруханский»: «Берег мой, на удивленье тих ты, или ты задумался о чем» («Поднимусь на мостик капитан­ ский...»). Всякий, кто познакомится со стихами, написанными И. Рождественским в пос­ леднее десятилетие, постоянно будет сталкиваться с этим приемом и обяза­ тельно заметит, что олицетворение при­ роды обогащает его стихи чертами свое­ образной красоты. В большинстве стихотворений И. Рож ­ дественского природа — активнейший участник великих преобразований в Си­ бири. Она сама меняет свое лицо. Вот почему мы не только вновь и вновь ощу­ щаем сибирский колорит, познавая свое­ образие наших цветов и гор, запахи тай­ ги и пейзаж тундры, но и видим единый одухотворенный образ природы. И нам совершенно ясны истоки его возникнове­ ния: поэт-сибиряк близок к природе, как близки к ней и все ее жители. Даже тип «городского» человека в наших местах особенный. Едва ли здесь сыщутся лю­ ди, которые не проникали бы в тайгу, не совершали бы путешествий по рекам и трактам своего края. В таких своеобраз­ ных обстоятельствах природа никак не может быть отстранена от дел, мыслей и чувств героев И. Рождественского. Но, вовлекая природу в водоворот чу­ десных дел, совершающихся в Сибири, и тем самым еще разительнее выявляя их размах, смелость и красоту, он, разу­ меется, прекрасно знает, что творцом гидростанций и новых городов, большого сибирского хлеба и гигантских заводов является сам человек. В стихотворении «Водопад» изображен могучий поток, низвергающийся с ог­ ромной высоты: «ему преграда — не преграда и высота — не высота». Кажет­ ся, нет управы на его неистовые силы. Но это «чудо природы» не только подчи­ няется человеку, оно создано людьми. Это они сотворили красоту индустриаль­ ной Сибири, они же утверждают и но­ вую красоту природы. Как тайга, горы и могучие реки подчиняются человеку, так верно служит ему и водопад: Е м у п о т о к п о с л уш е н б у р ны й : К о г д а со ш лю з а п о з в о н я т . Р у б и л ь н и к в ы к лю ч и т д е ж у р н ы й — И з а м о л к а е т в о д о п а д . Н о в зм а х р у к и — и с н о во й с и л о й , Г р е м у ч , п о р ы в и с т и г л у б о к , Л е т и т с вы с о т г о л у б о к р ы лы й У п о р н ы й т р у ж е н и к — п о т о к . Прославляя красоту подвига и труда, поэт неизбежно должен был прийти к изображению красоты новых чувств, но­ вой морали и нравственности человека наших дней. Так родилась и получила свое развитие в творчестве поэта лири­ ческая тема. В 1957 г. в Красноярске' вышла его книга с многозначительным, названием «Любовь», где особо выделен- лирический цикл «Разлуки и встречи». В книге «Тайга шумит» имеется специ­ альный раздел «Сердце не остудишь». Не сразу удалось поэту проникнуть- в сокровенный мир переживаний своих героев. Очевидно, просчеты и слабости в об­ щем содержании книги «Северное сия­ ние», да и некоторых последующих, н е могли не сказаться и на решении лири­ ческой темы. Справедливо утверждая, что советский: человек — носитель полнокровных, сло­ жных и богатых эмоций, И. Рождествен­ ский в своем поэтическом рисунке эту верную идею нередко раскрывал схема­ тично, односторонне, бедно. Герой сти­ хотворения «У радиоприемника» на да­ леком Севере полон мыслями о своей любимой, однако чувства эти выражены, декларативно, общими суждениями на тему о том, что и здесь, в Туруханске,,. «мы радуемся, любим и грустим». Ниче­ го, конечно, не раскрывает и призыв, «...ты пойми, что в голосе Союза я узнаю веселый голос твой». «В письме с курор­ та» рассказ человека о своей любви к жене и дочери реализован лексиконом прописных истин, «лобовым» «агитаци­ онным» приемом: «Никого я не люблю, теплее родины, дочурки и тебя». «Мы трудимся, в труде рождается на­ ша любовь». Этого в общем верного по­ ложения, конечно, еще недостаточно для: создания задушевных стихов. Лириче­ ская тема реализуется элементарно, и? не однажды, в том числе в стихотворе­ нии «Отплытие». В нем поэт раскрывает нам любовь своих героев в самом упро­ щенном виде. — Б о иш ь с я — з а б у д у ? Е д в а л и ! И л ю д и , и ч у в с т в а не те , Н е мы л и с т о б о й п о д н и м а л и С в о ю м о л о д ую а р те л ь ? Он не забудет любимую, она будет ему «ласково сниться», потому что они оба... поднимали сельскохозяйственную ар­ тель. Надо ли доказывать несостоятель­ ность такого решения темы? Преодолевая однолинейность, штампы, И. Рождественский пришел в своих луч­ ших лирических стихах к изображению- героев в сложном переплетении их яр-, ких, жизнерадостных чувств. В них. отражается моральное здоровье людей, нашего века; жажда счастья и любви, является итогом всего уклада жизни со­ ветского общества. Прекрасное в пере­ живаниях этих героев не в том, что все и всегда у. них ладно, и не в том, что каждый из них нашел для себя «наи­ прекраснейший» идеал любви, а в жи­ вом проявлении богатейших свойств че-:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2