Сибирские огни, 1960, № 11
строфы, лишенные образного содержа ния. Лобовые политические сентенции и лозунги, сами по себе, если их не причи слять к искусству, вполне искренние и верные, свидетельствовали о том, что по эт останавливался на первой ступени творчества, когда ему были ясны тема и внешний сюжет, но ког да еще оставались непознанными ху дожественные способы их решения. И тогда мы читали: «— Я знаю их нравы. Я дам тебе, родина, песцов, соболей, лисиц!» («Мягкое золото»); «Мы вернемся в цеха пятилеток с креп кой волей и с блеском в глазах...» («В санаторий»): «Но ревность и злоба сов сем неуместны: так сделал бы я и любой, к работе, к товарищам по замесам ни с чем не сравнима любовь» («На стройке»). Путь И. Рождественского к обогаще нию содержания и формы стиха не был легким. Противоречивые поиски прежде всего весьма показательны в реализации исторической темы, которая глубоко вол новала поэта. После сборника «Северное сияние» и других книг, посвященных современности, у Рождественского поя вилась потребность взглянуть на великие дела наших дней ретроспективно, т. е. с учетом накопленных русским народом демократических, свободолюбивых стре млений, объясняющих силу и крепость нации и ее революционных традиций. Этот благородный замысел выполнен лишь отчасти в поэме «Василий Прончи- щев». Удача автора в данном случае очень поучительна. Основываясь на дос товерных исторических материалах и хо рошо зная природу Севера, он создал убедительные образы знаменитого рус ского мореплавателя и его подруги Ма рии. Любовь к родине, глубокое пони мание ее интересов — вот что, по изоб ражению поэта, руководило геройскими подвигами открывателя новых морских просторов, трагически погибшего во вре мя отважного путешествия. Поэма напи сана простым, доходчивым языком, без нарочитых стремлений к «архаизации». Что же касается других исторических поэм — «Стражи Мангазеи» и «Стрелец кая застава», то они (особенно первая) явно не удались поэту, и прежде всего с точки зрения содержания. Поэт ис пользовал «метод» тех, к счастью немно гих, историков, которые пытались осо временивать прошлое, «подтягивали» конкретно - исторические явления дав него времени к нашим дням, приписыва ли деятелям, жившим столетия тому на зад , мысли и чувства, свойственные лю дям наших дней. Справедливость требует сказать, что И. Рождественский не включал поэму «Стражи Мангазеи» в последние свои книги. Он медленно, но верно поднимал ся по ступенькам, ведущим к зрелости, и этими ступеньками являлись одна за другой книги «Голубой вымпел» (1940) , «В боевом строю» (1942 ) , «Сердце Си бири» (1944) , «Родные края» (1947 ) , «С берегов Енисея» (1949) , «Полярные но чи» (1950) , «Мои друзья» (1954) и дру гие, свидетельствующие, как он упорно одолевал все новые и новые подъемы. Вы хотите знать «биографию» поэ тических тем поэта? Вы хотите позна комиться с творческой историей его важ нейших произведений, входящих не только в перечисленные сборники, но и в последующие? Обратитесь к очеркам поэта. Да, он был и сейчас остается инте ресным очеркистом. Прочтите сборники его очерков, изданных в последние годы в Красноярске и Москве. Из них вы узна ете, что поэт объездил территорию, рав ную Западной Европе, и не только объ ездил.Он жил подолгу и в Туруханске, и в Норильске, и в Хакассии, знакомился с рыбаками, зимовщиками, капитанами и матросами судов, строителями, колхозни ками, волновался с ними за судьбы предприятий и районов, защищал сме лые проекты, стремился приковать вни мание советских и партийных органов к разведанным богатствам. И если вы сли чите содержание его очерков с содержа нием стихов, вы убедитесь, что помимо своего самостоятельного значения, очер ки служили жизненной основой, своеоб разными «заготовками» для поэтических произведений. Вот откуда их конкрет ность, яркость, глубина. Зрелость И. Рождественского характе ризуют два больших сборника его сти хов: «Костер над Енисеем» (1950) и «Тайга шумит» (1957). Конечно, и в этих книгах есть отдельные неудачные стихи, есть просчеты в содержании и форме, но в целом они дают очень яркое представление о самобытном даровании поэта. Какими бы разнообразными по сюжет ным решениям ни являлись стихи поэта, в этих сборниках, тема в них всегда од на. Он всегда ставит своей целью пока зать «высоких душ стремленье» наших современников. Великим образцом, с ко торым он сверяет их чувства, мысли и дела, является Владимир Ильич Ленин. Так уж сложились своеобразные усло вия жизни самого поэта, что он пришел к изображению положительного героя, опираясь на факты и явления, связан ные с пребыванием Ленина в селе Шу шенском. Ленинская тема, казалось бы, являет ся исторической. Но на этот раз И. Рож дественский не только сумел раскрыть смысл прошлого, но и без всякой натяж ки связать его с настоящим. Весь цикл «Ленинские тропы» в книге «Тайга шу мит» проникнут горячим убеждением: великая жизнь великого человека вся без остатка была отдана тому, чтобы возник ло новое общество, чтобы свершились те изумительные преобразования, свиде телями которых мы являемся. И в сти хотворении «Ленинский дом» раздумья, героя о Ленине со всей отчетливостью
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2