Сибирские огни, 1960, № 11

строфы, лишенные образного содержа­ ния. Лобовые политические сентенции и лозунги, сами по себе, если их не причи­ слять к искусству, вполне искренние и верные, свидетельствовали о том, что по­ эт останавливался на первой ступени творчества, когда ему были ясны тема и внешний сюжет, но ког­ да еще оставались непознанными ху­ дожественные способы их решения. И тогда мы читали: «— Я знаю их нравы. Я дам тебе, родина, песцов, соболей, лисиц!» («Мягкое золото»); «Мы вернемся в цеха пятилеток с креп­ кой волей и с блеском в глазах...» («В санаторий»): «Но ревность и злоба сов­ сем неуместны: так сделал бы я и любой, к работе, к товарищам по замесам ни с чем не сравнима любовь» («На стройке»). Путь И. Рождественского к обогаще­ нию содержания и формы стиха не был легким. Противоречивые поиски прежде всего весьма показательны в реализации исторической темы, которая глубоко вол­ новала поэта. После сборника «Северное сияние» и других книг, посвященных современности, у Рождественского поя­ вилась потребность взглянуть на великие дела наших дней ретроспективно, т. е. с учетом накопленных русским народом демократических, свободолюбивых стре­ млений, объясняющих силу и крепость нации и ее революционных традиций. Этот благородный замысел выполнен лишь отчасти в поэме «Василий Прончи- щев». Удача автора в данном случае очень поучительна. Основываясь на дос­ товерных исторических материалах и хо­ рошо зная природу Севера, он создал убедительные образы знаменитого рус­ ского мореплавателя и его подруги Ма­ рии. Любовь к родине, глубокое пони­ мание ее интересов — вот что, по изоб­ ражению поэта, руководило геройскими подвигами открывателя новых морских просторов, трагически погибшего во вре­ мя отважного путешествия. Поэма напи­ сана простым, доходчивым языком, без нарочитых стремлений к «архаизации». Что же касается других исторических поэм — «Стражи Мангазеи» и «Стрелец­ кая застава», то они (особенно первая) явно не удались поэту, и прежде всего с точки зрения содержания. Поэт ис­ пользовал «метод» тех, к счастью немно­ гих, историков, которые пытались осо­ временивать прошлое, «подтягивали» конкретно - исторические явления дав­ него времени к нашим дням, приписыва­ ли деятелям, жившим столетия тому на­ зад , мысли и чувства, свойственные лю­ дям наших дней. Справедливость требует сказать, что И. Рождественский не включал поэму «Стражи Мангазеи» в последние свои книги. Он медленно, но верно поднимал­ ся по ступенькам, ведущим к зрелости, и этими ступеньками являлись одна за другой книги «Голубой вымпел» (1940) , «В боевом строю» (1942 ) , «Сердце Си­ бири» (1944) , «Родные края» (1947 ) , «С берегов Енисея» (1949) , «Полярные но­ чи» (1950) , «Мои друзья» (1954) и дру­ гие, свидетельствующие, как он упорно одолевал все новые и новые подъемы. Вы хотите знать «биографию» поэ­ тических тем поэта? Вы хотите позна­ комиться с творческой историей его важ­ нейших произведений, входящих не только в перечисленные сборники, но и в последующие? Обратитесь к очеркам поэта. Да, он был и сейчас остается инте­ ресным очеркистом. Прочтите сборники его очерков, изданных в последние годы в Красноярске и Москве. Из них вы узна­ ете, что поэт объездил территорию, рав­ ную Западной Европе, и не только объ­ ездил.Он жил подолгу и в Туруханске, и в Норильске, и в Хакассии, знакомился с рыбаками, зимовщиками, капитанами и матросами судов, строителями, колхозни­ ками, волновался с ними за судьбы предприятий и районов, защищал сме­ лые проекты, стремился приковать вни­ мание советских и партийных органов к разведанным богатствам. И если вы сли­ чите содержание его очерков с содержа­ нием стихов, вы убедитесь, что помимо своего самостоятельного значения, очер­ ки служили жизненной основой, своеоб­ разными «заготовками» для поэтических произведений. Вот откуда их конкрет­ ность, яркость, глубина. Зрелость И. Рождественского характе­ ризуют два больших сборника его сти­ хов: «Костер над Енисеем» (1950) и «Тайга шумит» (1957). Конечно, и в этих книгах есть отдельные неудачные стихи, есть просчеты в содержании и форме, но в целом они дают очень яркое представление о самобытном даровании поэта. Какими бы разнообразными по сюжет­ ным решениям ни являлись стихи поэта, в этих сборниках, тема в них всегда од­ на. Он всегда ставит своей целью пока­ зать «высоких душ стремленье» наших современников. Великим образцом, с ко­ торым он сверяет их чувства, мысли и дела, является Владимир Ильич Ленин. Так уж сложились своеобразные усло­ вия жизни самого поэта, что он пришел к изображению положительного героя, опираясь на факты и явления, связан­ ные с пребыванием Ленина в селе Шу­ шенском. Ленинская тема, казалось бы, являет­ ся исторической. Но на этот раз И. Рож ­ дественский не только сумел раскрыть смысл прошлого, но и без всякой натяж­ ки связать его с настоящим. Весь цикл «Ленинские тропы» в книге «Тайга шу­ мит» проникнут горячим убеждением: великая жизнь великого человека вся без остатка была отдана тому, чтобы возник­ ло новое общество, чтобы свершились те изумительные преобразования, свиде­ телями которых мы являемся. И в сти­ хотворении «Ленинский дом» раздумья, героя о Ленине со всей отчетливостью

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2