Сибирские огни, 1960, № 11
цем не сравнимы — зернистых песков золотая кайма, твоих лесопилок высокие дымы, обшитые солнечным тесом дома» '(«Мой город»); «Будет море великое со здано нами, где в горах Енисей повстре чал Ангару, синих волн беспокойное чи стое пламя зашумит, забушует на снеж ном ветру» («Енисейское море»' В стихотворении «Мой край» И. Рож дественский написал: Я се б я не мы с лю без С и б и р и ' И без д о р о г и х с и б и р я к о в ! Он мог обойтись и без этой деклара ции. Его любовь к родному краю, поми мо всего другого, раскрывает его худо жественную манеру, его эпитеты и обра зы. Откуда эта смелая яркость красок, контрастные признаки в одних и тех же вещах и явлениях, это беспокойное пла мя синих волн будущего моря, этот ге рой, стоящий «на границе песни и вол ны»? Да это ж е сам сибиряк со всем сво им укладом жизни, с чувствами, эстети ческими побуждениями, рожденными на ■просторах великих северных и восточ ных земель. Сама природа здесь контрастна и лю бит преподносить «неожиданные» сюр призы — золотые теплые дни осенью и снег или град — летом, яркое ослепи тельно синее небо и «неистовый», по выражению поэта, мороз — зимой. Кон трасты, резкость и противоположность красок до сих пор характерны и для всего уклада жизни в Сибири. Можно отойти на 15 километров от индустриаль ного Иркутска и заблудиться в тайге. Всего здесь «больше», и все здесь ярче, чем в давно обжитых местах Европы! Весь этот сибирский колорит отразил ся в какой-то мере еще в первой кни ге И. Рождественского — «Северное сияние» (1936) . Каждое стихотворение написано здесь, в Сибири и на Крайнем Севере, поэтом, который трудился ря дом со своими современниками и сам на стойчиво выделил географию мест: Ту- руханск, Красноярск, Шира... Героиня стихотворения «Красноярск» вернулась в город из Заполярья и не у з нала родимые места. Только что начав шийся великий поход в будущее уже дал свои плоды: выросли новые заводы, вы сятся этажи только что выстроенных до мов. Город живет кипучей, напряжен ной жизнью, слышится могучее дыхание строек: И с т р а н е и н ам к а к б у д т о м аш е т Д ы м г у с т о й н а д бе р е гом к р у ты м . Ч е р ны й ды м н а д с т р о й к а м и К р а см аш а С г о л у б о й г о р я ч е й вы со ты . И так — повсюду. Едет^ бригада из колхоза «крепить молодой Черембасс». («Отплытье»), Осваивается далекое За полярье, там «плечи угловатые антенны высоко подняли небосвод» («Запо лярье»), Ожила когда-то пустынная Игарка, явились туда люди и стали воз водить корпуса строек («Северное сия ние»). Уже в этом первом сборнике поэт ин тересовался не только крутыми переме нами в жизни Сибири, но и прежде всего творцами этих перемен — скромными тружениками, чьи совместные усилия меняли экономику, географию необъят ного края. Тема социалистического тру да, обогащающего самих людей, рожда ющего черты нового нравственного обли ка, и в первой книге поэта являлась главной. Труду рыбаков посвящена «Ло вецкая песня», и мы видим бесстрашных людей, во имя родины совершающих свою трудную работу. Маленькая поэма «Мягкое золото» повествует об охотнике Максиме, испытывающем огромную ра дость от того, что добыл он для госу дарства много ценных мехов. Проста, безыскусственна биография комсомолки Мори Пахомовой из поэмы «Марьяна». Родилась и выросла она на глухом разъезде сибирской железнодо рожной магистрали, здесь же стала пу тевым обходчиком, охраняющим безо пасность мчавшихся мимо экспрессов. Нелегка жизнь молодой женщины с ре бенком без мужа, погибшего в бою с диверсантами. Однотонно проходят дни на незаметном разъезде. Но велика и беспредельна любовь Марьяны к людям. Отважно вступила она в неравную борь бу со злоумышленниками, пытавшимися развинтить рельсы и устроить крушение поезда. Погибла отважная комсомолка, но не допустила разрушения магистрали, предотвратила гибель сотен советских людей. И славит поэт геройство и отва гу Марьяны: К о с ты л я м и с к р е п л е н с е р е б р ящ и й с я р е л ь с ; Ч у т ь з а м е д л и в с т р ем и т е л ь ны й бе г , П р о л е т е л на в о с то к б е з у д е р ж ны й э к с пр е с с П о м а р ш р у т у б о р ьбы и п о б е д . . . То было время, когда поэт лишь учил ся писать, поэтическая форма его про изведений была несовершенной. Стрем ление к самостоятельному образному мышлению смешивалось с тяготением к подражанию, с искусственными, нарочи то «литературными» фразами, а иногда и с прямыми просчетами стиля. В сти хотворении «В санаторий» мы читаем: «Так и хочется петь без устали по-маль чишески звонко и зло, упиваться вечер ними хрустами, перепрыгивать буре лом». Или, например, «просторы сплю щены, со мною— утро, и ты, черноволо сая ,— со мной» («У радиоприемника»). В «Таежных морях» обнаруживаем такие выражения: «мы слезинки смахивали крадче» (вместо украдкой), «нынче по- годье плохое», «звездочка баская — Орион». Однако главный недостаток поэ зии И. Рождественского того времени состоял в том, что он нередко принимал за стихи формально зарифмованные, ритмически упорядоченные строчки и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2