Сибирские огни, 1960, № 11

цем не сравнимы — зернистых песков золотая кайма, твоих лесопилок высокие дымы, обшитые солнечным тесом дома» '(«Мой город»); «Будет море великое со­ здано нами, где в горах Енисей повстре­ чал Ангару, синих волн беспокойное чи­ стое пламя зашумит, забушует на снеж­ ном ветру» («Енисейское море»' В стихотворении «Мой край» И. Рож ­ дественский написал: Я се б я не мы с лю без С и б и р и ' И без д о р о г и х с и б и р я к о в ! Он мог обойтись и без этой деклара­ ции. Его любовь к родному краю, поми­ мо всего другого, раскрывает его худо­ жественную манеру, его эпитеты и обра­ зы. Откуда эта смелая яркость красок, контрастные признаки в одних и тех же вещах и явлениях, это беспокойное пла­ мя синих волн будущего моря, этот ге­ рой, стоящий «на границе песни и вол­ ны»? Да это ж е сам сибиряк со всем сво­ им укладом жизни, с чувствами, эстети­ ческими побуждениями, рожденными на ■просторах великих северных и восточ­ ных земель. Сама природа здесь контрастна и лю­ бит преподносить «неожиданные» сюр­ призы — золотые теплые дни осенью и снег или град — летом, яркое ослепи­ тельно синее небо и «неистовый», по выражению поэта, мороз — зимой. Кон­ трасты, резкость и противоположность красок до сих пор характерны и для всего уклада жизни в Сибири. Можно отойти на 15 километров от индустриаль­ ного Иркутска и заблудиться в тайге. Всего здесь «больше», и все здесь ярче, чем в давно обжитых местах Европы! Весь этот сибирский колорит отразил­ ся в какой-то мере еще в первой кни­ ге И. Рождественского — «Северное сияние» (1936) . Каждое стихотворение написано здесь, в Сибири и на Крайнем Севере, поэтом, который трудился ря­ дом со своими современниками и сам на­ стойчиво выделил географию мест: Ту- руханск, Красноярск, Шира... Героиня стихотворения «Красноярск» вернулась в город из Заполярья и не у з ­ нала родимые места. Только что начав­ шийся великий поход в будущее уже дал свои плоды: выросли новые заводы, вы­ сятся этажи только что выстроенных до­ мов. Город живет кипучей, напряжен­ ной жизнью, слышится могучее дыхание строек: И с т р а н е и н ам к а к б у д т о м аш е т Д ы м г у с т о й н а д бе р е гом к р у ты м . Ч е р ны й ды м н а д с т р о й к а м и К р а см аш а С г о л у б о й г о р я ч е й вы со ты . И так — повсюду. Едет^ бригада из колхоза «крепить молодой Черембасс». («Отплытье»), Осваивается далекое За ­ полярье, там «плечи угловатые антенны высоко подняли небосвод» («Запо­ лярье»), Ожила когда-то пустынная Игарка, явились туда люди и стали воз­ водить корпуса строек («Северное сия­ ние»). Уже в этом первом сборнике поэт ин­ тересовался не только крутыми переме­ нами в жизни Сибири, но и прежде всего творцами этих перемен — скромными тружениками, чьи совместные усилия меняли экономику, географию необъят­ ного края. Тема социалистического тру­ да, обогащающего самих людей, рожда­ ющего черты нового нравственного обли­ ка, и в первой книге поэта являлась главной. Труду рыбаков посвящена «Ло­ вецкая песня», и мы видим бесстрашных людей, во имя родины совершающих свою трудную работу. Маленькая поэма «Мягкое золото» повествует об охотнике Максиме, испытывающем огромную ра­ дость от того, что добыл он для госу­ дарства много ценных мехов. Проста, безыскусственна биография комсомолки Мори Пахомовой из поэмы «Марьяна». Родилась и выросла она на глухом разъезде сибирской железнодо­ рожной магистрали, здесь же стала пу­ тевым обходчиком, охраняющим безо­ пасность мчавшихся мимо экспрессов. Нелегка жизнь молодой женщины с ре­ бенком без мужа, погибшего в бою с диверсантами. Однотонно проходят дни на незаметном разъезде. Но велика и беспредельна любовь Марьяны к людям. Отважно вступила она в неравную борь­ бу со злоумышленниками, пытавшимися развинтить рельсы и устроить крушение поезда. Погибла отважная комсомолка, но не допустила разрушения магистрали, предотвратила гибель сотен советских людей. И славит поэт геройство и отва­ гу Марьяны: К о с ты л я м и с к р е п л е н с е р е б р ящ и й с я р е л ь с ; Ч у т ь з а м е д л и в с т р ем и т е л ь ны й бе г , П р о л е т е л на в о с то к б е з у д е р ж ны й э к с пр е с с П о м а р ш р у т у б о р ьбы и п о б е д . . . То было время, когда поэт лишь учил­ ся писать, поэтическая форма его про­ изведений была несовершенной. Стрем­ ление к самостоятельному образному мышлению смешивалось с тяготением к подражанию, с искусственными, нарочи­ то «литературными» фразами, а иногда и с прямыми просчетами стиля. В сти­ хотворении «В санаторий» мы читаем: «Так и хочется петь без устали по-маль­ чишески звонко и зло, упиваться вечер­ ними хрустами, перепрыгивать буре­ лом». Или, например, «просторы сплю­ щены, со мною— утро, и ты, черноволо­ сая ,— со мной» («У радиоприемника»). В «Таежных морях» обнаруживаем такие выражения: «мы слезинки смахивали крадче» (вместо украдкой), «нынче по- годье плохое», «звездочка баская — Орион». Однако главный недостаток поэ­ зии И. Рождественского того времени состоял в том, что он нередко принимал за стихи формально зарифмованные, ритмически упорядоченные строчки и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2