Сибирские огни, 1960, № 11
надежный метод. Он пишет так, как ду мает и чувствует. , Пусть я пишу о любви и звездах . Мил лионы людей писали об этом, а я не бо юсь, что кто-то мог предвосхитить меня и таким образом украсть у меня мою оригинальность. Я чувствую и думаю в духе своего времени, своей страны, так, как это мне свойственно. Это всегда не повторимое сочетание. Мало иметь собственные мысли и чув ства. Нужна еще смелость выступить с ними, а это совсем не так легко, как кажется на первый взгляд. В. Вересаев в студенческие годы был незаметным молчаливым молодым чело веком. Однажды он разговорился, а его собеседник воскликнул: — Так вот вы какой! Вы очень инте ресный, но чтобы другие люди увидели это, не надо прятаться от них. Иначе как же они узнают, что в вас интерес ного? Все это просто и ясно, но вот тут-то и начинаются всякие страхи. Кого не пу гает мысль, что вот принесешь свой ро ман в редакцию, а там засмеются и ска жут: какой смешной человек, о чем он пишет, чем у него голова занята, какие мысли, какие ничтожные интересы! Раз ве это не страшно? Ведь этот роман — годы работы, в нем наши сокровеннейшие надежды. Да тут едва усядешься за пись менный стол, как уже со всех сторон на чинают наползать опасения. Как люди взглянут на мою работу? Что скажут? Об этом ли надо писать? Не поискать ли других героев, другой сюжет, другую идею? И ведь все это самые естественные страхи и опасения. Мы вовсе не трусы. Не надо думать, что это только у нас такие страхи возникают. Подобные опа сения, вероятно, мелькали иной раз и у многоопытных писателей. «Одни только бездарности сомнениями насчет себя не страдают и почти всегда довольны со бой — и это собственное довольство и есть некоторое вознаграждение им за бездарность» (И. А. Гончаров). Когда Гончаров писал «Обломова», то много раздумывал, стоит ли об этом писать. Надо было иметь не малое муже ство, изрядный характер, чтобы не ис пугаться такого героя, чтобы на сотнях страниц изображать пустого, скучного, никому не нужного человека: « ...Я был крайне недоверчив к себе. Не вздор ли я пишу? Годится ли это? Не дичь ли? — беспрестанно я мучал се бя вопросами. Я с ужасным волнением передал и Белинскому на суд «Обыкновенную ис торию», не зная сам, что о ней думать». JI. Н. Толстой не раз говорил, что его «Анна Каренина», вероятно, не будет иметь успеха. « ...Я пишу и начал печа тать роман, который мне нравится, но ед ва ли понравится другим, потому что слишком прост...» Припомните «Анну Каренину» страни цу за страницей. Степан Аркадьевич про сыпается, Степан Аркадьевич боится встретиться с женой, Степан Аркадье вич одевается, разговаривает со слугами, Долли укладывает детские вещи, чтобы покинуть дом, Анна пытается примирить Долли с мужем и т. д. Но ведь все это просто, буднично. Кто не наблюдал та кие картины в жизни? Отсюда неизбеж ные опасения, что читателям все это по кажется неинтересным, скучным. Роман «слишком прост». А вот что писал А. Макаренко о своей чудеснейшей «Педагогической поэме»: «Когда первая часть была написана, я продолжал находиться в уверенности, что это не художественное произведение, а книга по педагогике только написан ная в форме воспоминаний... Поэтому я не послал книгу Алексею Максимовичу (Макаренко обещал послать рукопись М. Горькому, — В. М.), а подержал ее несколько месяцев в ящике стола, по том еще раз прочитал, печально улыб нулся и отправил на чердак, где у меня лежали разные вещи...». «Я считал, что эта жизнь настолько обыкновенна и про ста, что она не может быть предметом художественного изображения. В моих записных книжках ничего не было запи сано именно об этой жизни, которую я лучше всего знал. Мне все казалось, что если я когда-нибудь йапишу роман, то он будет на самую важную тему, — о человеке, о любви, о великих рево люционных событиях. А беспризорщи- иа — это обыкновенная жизнь, о кото рой и писать нечего, которую все зна ют». Во всех этих примерах мы замечаем одно и то же: писателей страшили прос тота. обыденность событий, которые они изображали. О необыкновенном легче писать, чем о простом. Изображая путе шествие на далекие'звезды , мы как бы становимся под защиту необычайного ма териала: тут есть надежда, что наш ма териал сам по себе, без особых наших стараний может увлечь читателя. В этом смысле «про Сократа легче писать, чем про барышню или кухарку» (А. П. Чехов). В рассказе о простом, обыденном читате ля можно увлечь только силой своих собственных мыслей и чувств. Однако где взять уверенность, что наши сужде ния будут интересны читателям? Подобные опасения возникают у всех. От этого никуда не денешься. Но только настоящие писатели умеют преодолевать эти свои страхи: У них находится до статочно мужества, чтобы работать над своей темой. Гончаров задумался, не вздор ли он пишет, вздохнул да и снова принялся за свой роман. Кроме ориги нальности, у него нашлось еще и твор ческое бесстрашие, смелость предстать перед людьми самим собой, показать свои собственные мысли и чувства, рабо тать над тем, что ему интересно. Если ж е люди найдут мою работу пу стой и ненужной, то в этом будет по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2