Сибирские огни, 1960, № 11
Б р о ш у к а р ты , п о г а д а ю д о л ю — С ч а с т ь е н е п о н я тн о е свое , — И на с к а те р ти , на с н еж н ом п о л е , Ч е р н о е с о б р а л о с ь в о р о н ь е . . . . . .Я о д и н , я п р о и г р а л и г р у . . . З н а ч и т , в но в ь д о р о ж н а я ко том к а . З н а ч и т , к р е с т и в о р о н н а кресте? и т . д . — Это я только вам показал, — ска зал он. — Это не для печати. Это я для себя, для души. — А почему бы вам все свои стихи не писать для себя? — Ну, что вы! — усмехнулся он. — Разве можно. Этак и в печать никогда ничего не протолкнешь. Этим примером мы еще раз хотим по казать, что формула «для себя» ничего не говорит о творчестве писателя, важ но — для какого себя. Чекмарев был одним из передовых людей в обществе. В нем не было про тиворечия между личным и обществен ным. О нем можно сказать словами Л . Н. Толстого: «Он не употреблял свой талант... на то, чтобы скрывать свою душу , как это делали и делают, а на то, чтобы всю ее выворотить наружу. Ему нечего было бояться». В то же время автор этого «ворона на кресте» жил двойной жизнью. Сти хотворение, которое он прочитал мне, оглядываясь по сторонам, было окошеч ком в его внутренний мир. Он очень бо ялся, что люди заглянут в это окошко и увидят, какой он, чем живет, о чем дума ет. Поэзия должна быть гражданствен ной, но ведь это не значит, что поэт дол жен быть гражданином лишь тогда, ког да пишет для общества. Чекмарев оста вался гражданином в лучшем значении этого слова и наедине с самим собой. У Толстого сказано, что Тургенев без боязненно выворачивал свою душу, од нако из этого нельзя делать вывод, что главная задача писателя в том и заклю чается, чтобы раскрываться перед людь ми. Писатель — это инженер душ че ловеческих. Первым объектом, который строит этот инженер, является он сам: прежде, чем садиться за письменный стол, нужно сделать себя большим, зна чительным, передовым человеком свое го времени, чтобы через тебя и другие люди становились больше и значитель нее. Настоящий поэт пишет «для себя» — получается «для общества» или, если угодно, можно перефразировать, — он пишет «для общества», а это также оз начает, что он пишет «для себя». Ведь он тоже в этом обществе и первый, к кому обращено все написанное им, это он сам. О р и г и н а л ь н ы й , с м е л ы й , з н а ч и т е л ь н ы й Чем выше поэт, тем оригинальнее м ир его творчества. У каждого настоящего писателя всегда есть что-то свое, чего нет у других. Шо лохов не такой, как Николай Островский, у Тендрякова особый взгляд на жизнь, особая манера изображения, не такая, как у Эренбурга. Разговор идет не о том, кто из них больше, но о том, что они разные. Подлинный писатель всегда оригинален. Но что же такое оригинальность? По чему обязательно нужно отличаться от других? Почему не быть таким, как ты сячи других людей, если это умные, хо рошие люди? Что в этом плохого? Я еду на целину вместе с эшелоном других ребят. Кто-то шепчет, что я делаю не поправимую ошибку. Смотри, говорят мне, ты такой же, как все, ты раство ряешься в серой безличной массе, нет в тебе оригинальности, не быть тебе насто ящим писателем. Однако самое главное в оригинальном человеке совсем не то, что он отличается от других людей, но то, что он самостоятелен в своих мыслях и чувствах. Я еду на целину совсем не потому, что туда другие поехали, не потому, что меня «захватила волна», что я поддался В . Г . Б е л и н с к и й . общему чувству, что мне так приказали. Никто не приказывал мне. Все дело в том, что я сам хочу поступать так. Я не мог не поехать. А теперь вот и покинуть не могу ни целину, ни тайгу, ни Ангару. О н а без меня п р о ж и в е т , н а в е р н о , — Э т о я без нее не м о г у . Я самостоятелен в своих решениях и поэтому глубоко, по-настоящему ориги нален. Пусть тысячи других людей едут вместе со мной. Это нисколько не умаля ет ни моей, ни их оригинальности, если они также самостоятельны в своих суж дениях и поступках. Если бы оригинальность заключа лась только в том, чтобы отли чаться от других, то даже и не возможно было бы стать оригиналь ным писателем. Едва начнешь о чем-ни будь писать, как тебе закричат со всех сторон, что об этом уже писали. Но на стоящий писатель не задумывается, пи сал кто-нибудь так, как он, или не пи сал. Ему нет нужды перелистывать гру ды чужих рассказов и стихотворений, чтобы узнать, оригинален он или не оригинален. У него есть более простой и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2