Сибирские огни, 1960, № 11
маном, ему необыкновенно интересны его герои, он видит их, как живых, его за хватил мир, созданный им, однако едва роман закончен, как он, страдальчески морщась, просит не напоминать о нем. Теперь новые проблемы встали перед .ним и требуют разрешения. И. А . Гончаров писал о себе , что мно го раздумывает над своими сочинениями, ,а как напечатает, то совестится их и ни когда в них не заглядывает. Точно так было и у многих других писателей. Говоря о художественных открытиях писателя, следует коснуться еще и та кого вопроса. Нам не раз приходилось встречать «продолжения» «Евгения Оне гина» или, скажем, «Василия Теркина». Продолжения эти всегда были скучны и !тягостны. И тут дело совсем не в том, что у подражателей таланта не хватило. И талант у них есть и умение. Ямбами они владеют отлично, а про махорку иной раз напишут лучше, чем даже сам Твардовский. Однако ведь талант дорог лишь в той мере, в какой он помогает понять действительность. Какой ж е это •талант, если он ничего не открывает, ес- :ли он нам только то и сообщает, что мы и без него знали? А эти темы уж е до конца были исчерпаны Пушкиным и Твардовским. Работая над продолжением этих поэм, даже и невозможно открыть что-либо новое. Неизбежно придется по вторять то, что уже было сказано. Твардовский рассказывал о себе, что он тоже собирался продолжать «Василия Теркина». Ему со всех сторон слали со веты, как это сделать. Иные товарищи присылали даже подробно разработан ные планы новых глав. Кто-то напи сал ему: Г д е В а ш Т е р к и н , г д е В а с и л и й — В ы н а й д е т е без у с и л и й , Т а к к а к з н аю , д л я п о э та М а л ы й т р у д — з а д а ч а э т а . . . «Но дело в том, — говорил Твардов ский,— что именно эта очевидная лег кость задачи лишала меня права и жела ния осуществить ее. Это значило бы, что я отказался от новых поисков, от новых усилий, при которых только и возможно сделать что-нибудь в искусстве, и стал бы переписывать самого себя» . Точно так же одно время Твардовский собирался продолжить «Страну Мура- вию», отправив Никиту Моргунка в путе шествие по стране. «Это предполагалось обязательным, а главное — и трудов-то, казалось, не составляло больших: пове ствование развернулось, стиль и харак тер его определились: давай дальше. Но эта-то очевидная легкость и обязатель ность задачи насторожили меня. Я от казался от «продолжения» поэмы и до сих пор не жалею об этом». Когда автору заранее известен каж- ' дый шаг его героев, все, что может с ни ми случиться, писать легко, однако в та ком случае писатель ничего не открыва ет, работая над своей вещью. Трудность нужна не сама по себе. Писатель по сво ему опыту знает, что открытия, которы ми дорога его работа, никогда не даются легко. Он уж е многое открывал и знает, что каждое открытие давалось долгими, иногда мучительными раздумьями. Каж дый раз их приходилось в известном смысле даже выстрадать. А когда пи шется легко, когда чувствуешь, что и раздумывать не о чем, то это насторажи вает. Легко писать — значит, нет откры тий, значит, и работа никому не нужна. Но как ж е так? Нам много раз гово рили, что писатель должен отличнейшим образом знать свой материал, что иначе он не сможет выполнить работу, а тут мы утверждаем, что он приступает к сво ему роману не потому, что знает, как и что будет, а потому, чтв еще многого не знает. Однако в этом нет противоречия. От лично знать материал, на котором будет построен рассказ или роман, это и в са мом деле первое «золотое правило» в литературе. Флобер годами изучал все, что имело хотя бы малейшее отношение к его героям. Прежде, чем приступить к «Саламбо», он прочел сотни книг по исто рии пунических войн, о Карфагене, Туни се, средиземноморской флоре, знал все, что касалось Карфагена лучше, чем лю бые специалисты. Однако все, что изучал Флобер, что находил в книгах, не было его открыти ями. Все это было известно и без него. Не в этом была его заслуга. Ему пред стояло узнать другое. Он должен был сквозь тысячелетия разглядеть Карфа ген, представить в образах и город и своих героев, узнать, что случится с ни ми, восстановить каждый день их жизни, понять, почему они так поступали. Вот в этом его открытия. Нет вопроса, для кого пишет поэт, для кого он пытается разобраться в окружающем мире, для себя или для об щества, но есть другой вопрос: кто ты, поэт? Какой ты? С кем ты? Все в чело веке, все в величине его личности. Чекмарев писал для себя. Он так и го ворил, что первую половину своей жиз ни будет писать только для себя. Он так и делал. Однако почему мы без конца перечитываем его глубоко личные стихи, в которых он разговаривает то сам с со бой, то с Тонечкой, которая не хочет приехать к нему в далекие башкирские степи? Почему мы хотим жить так, как жил он? Да потому, что он хорошо про жил свою коротенькую жизнь. Говорят, что если найти выигрышные слова, то получится хорошее выигрышное сти хотворение. Какое заблуждение! Челове ку нужна не горсть слов, а героическая жизнь. Давно уже было сказано, что для того, чтобы написать героическую поэму, нужно сначала всю свою жизнь сделать героической поэмой. Но вот стихотворение, которое написа но тоже «для себя» . Мне его украдкой прочитал некий поэт.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2