Сибирские огни, 1960, № 11
сможет написать хорошо. Иногда следу ет даже говорить об антиобщественной сущности того писателя, которому его творчество не в радость, а в тягость. Когда какой-нибудь повар готовит в столовой несъедобные обеды, то оче видно, что он работает не для себя. (Для себя он готовит отдельный обед). Он утверждает, что работает для общест ва. Святая истина! Ведь не сам он по едает эту сотню отвратительных обе дов. Таким образом, «я работаю для обще ства», как мы видим на примере с этим поваром, иной раз свидетельствует об антиобщественном отношении к труду. В то же время «я работаю для себя» служит выражением коммунистического отношения к труду, если это также озна чает — «я работаю для общества». Определениями этими следует пользо ваться с большой осторожностью. Они не учитывают личности работника. Иоган нес Р. Вехер очень хорошо сказал, что даже и нельзя ставить вопрос, для кого пишет писатель, что такого вопроса да же и не существует, что писать для об щества можно, только вообразив себя личностью национального значения. В самом деле, когда вы заявляете, что собираетесь написать для общества но вый роман, в котором будут разрешены такие-то вот проблемы, то этим самым утверждаете, что стоите над обществом, выше его. Вы собираетесь учить людей уму-разуму. Они не знают, как жить, кому подражать, а вы знаете, вы можете указать им истинные пути в жизни. А между тем, какие уж у вас основания для того, чтобы считать себя выше других? Неправильно понятое «я пишу для об щества» часто толкает писателя к цело му ряду ошибок. Какой-то автор создает для общества «образцы для подражания». Он изобра жает героев, которые не любят, не от дыхают, не едят, а только работают и произносят возвышенные речи. У него очень мало оснований для того, чтобы поверить в таких персонажей, но ведь он писал не для себя, для общества — пусть другие не только верят в героев, которых он выдумал, даже равняют по ним всю свою жизнь. Какое невероятное зазнайство и какое чудовищное пренебрежение к тому са мому обществу, для которого они пи шут! Искусство является одним из средств познания действительности, и если ка кое-нибудь произведение искусства не расширяет границ нашего познания, то оно не имеет ни малейшего значения. Поэтому работа писателя важна лишь в той мере, в какой он умеет увидеть в ок ружающей действительности что-то но вое. Однако некоторые авторы полагают, что их обязанность совсем не в том, что бы заметить это новое, но в том, чтобы как-то иначе, в новой манере, новыми словами рассказать о том, о чем уже рас сказывали другие. Мы раздумываем, для кого пишет пи сатель: для себя или для общества? Этот вопрос следует поставить еще и на сколько иначе: если в литературном про изведении самое главное открытия, кото рые делает писатель, то для кого и когда делаются эти открытия? Делает ли их писатель только для себя или же он усаживается за письменный стол, чтобы рассказать о том, что он сам от других узнал, над чем ему уже и раздумывать не приходится? Можно ли представить, что писатель делится с читателями эти ми открытиями примерно так, как учи тель делится своими знаниями с учени ками? Учитель не открывает ничего но вого. Он берет чужие открытия и переда ет их ученикам. Может быть, мы так же должны смотреть и на писателя? Однако писателя нельзя сравнить с учителем. Его работа не в том, чтобы втолковывать общеизвестное, но в том, чтобы найти то, что еще никому неиз вестно. Он приступает к своему роману не потому, что все знает о своих героях, но по той совершенно противоположной причине, что еще не знает, что с ними будет, потому что ему самому хочется узнать, что и как с ними случится. Ему не у кого спросить, как поступят в таком- то вот случае Саламбо, мадам Бовари, Татьяна, Василий Теркин. Это он сам должен открыть. В этом и заключается его главная работа. Сущность творчества в поисках. Когда у автора нет сомнений, когда он заранее знает каждый шаг своих героев, его ра бота теряет смысл. «Художник для то го, чтобы действовать на других, дол жен быть ищущим, чтоб его произведе ние было исканием. Если он все нашел и все знает, и учит, или нарочно поте шает, он не действует. Только если он ищет, зритель, слушатель, читатель сли вается с ним в поисках». (JI. Н. Толстой. 1900 . Дневник). Незнание является одним из важней ших стимулов, побуждающих писателя к раздумьям. Это относится также к любо му исследователю, ученому, путешест веннику. Ученый потому и приступает к своей работе, что хочет узнать, как про текает явление, которым он заинтересо вался. Чарльз Дарвин работал над тео рией происхождения видов не потому, что знал, как произошли виды, но пото му, что не знал этого и хотел узнать. Физики изучают полупроводники не по тому, что отлично знают все их свойст ва. но по той причине, что хотят узнать еще неизвестные свойства полупровод ников. Отсюда такое любопытное следствие. Интерес ученого к работе иссякает, едва только открытие сделано. Неизвестное найдено, и теперь уж е нет причин инте ресоваться им. С этого мгновения новые вопросы занимают ученого. Пока писатель работает над своим ро-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2