Сибирские огни, 1960, № 11
нят, но только облегчат поэтические по рывы, дадут возможность двигаться к цели уверенно, а не наощупь. Речь идет не о рецептах, как написать роман, как сделать стихотворение, но о понимании процесса работы, В этой, едва только начатой, работе, мы не собираемся перечислять, что дол жен делать писатель и как он должен это делать. Мы ищем другое: почему он должен делать так, а не иначе, какова логика, каков физический смысл его дей ствий. Мы замечаем, что писатели долго и упорно работают над своими произве дениями, без конца переделывают их. Очевидно, что писатель подчиняется ка кой-то необходимости, когда поднимает свою вещь не сразу, но постепенно, толь ко после бесконечных исправлений. Но почему? Почему нельзя написать роман за один присест? Зачем писатель забра сывает свои черновики на полку и стара ется позабыть о них? Что происходит в то время, пока они лежат позабытые и покрываются пылью? Таких вопросов бесконечно много. Искать ответ на них, это и значит искать закономерности творчества. Д л я к о г о „й л ч кого ты пишешь?"—не этот вопрос стоит перса поэтом .. „Кто ты, пишущий?" — вит вопрос, стоящий перед поэтом. И о г а н н е с Р . Б е х е р . Писателей часто спрашивают, для ко го они пишут. Многие писатели отвеча ли, что пишут для общества и иногда да же уточняли — я пролетарский писа тель, я пишу для колхозного крестьян ства, а я «детский писатель». Но вот у Флобера читаем: «Надо пре жде всего писать для себя. Это единст венная возможность написать хорошо». У Пушкина: Вы на с м о р о чи те , — вам с л а в а не н у ж н а , С м еш н о й и с у е т н о й вам к аж е т с я о н а ,— За чем ж е п иш е т е ? — Я ? Д л я се б я ! — За ч то ж е П е ч а т а е т е вы ? — Д л я д е н е г . — А х , мой б о ж е ! К а к с ты д н о ! — П о ч е м у ж ? (1883 г Черновой набросок ) На первый взгляд кажется, что воп рос этот предельно ясен, что настоящие писатели пишут только для общества, ведь недаром было сказано, что поэг прежде всего должен быть гражданином. Пушкин думал иначе, так ведь и гении могут ошибаться... Однако не будем спешить с выводами. Сначала задумаемся над такими приме рами. Поэт пишет в стихотворении, что девушка не хочет встречаться со своим милым, потому что он не изучает агро технику. В сборнике начинающих писа телей один из авторов изобразил в рас сказе пятилетнюю девочку, которая со своей мамой-инженером разговаривает только о заводских делах. Ее ничто не интересует, кроме станков и производ ственных мероприятий. Она даже надо умила свою маму организовать на заво де выпуск игрушечных кроваток из отхо дов производства. Все дети в доме рез вятся, прыгают, шумят, а она, пример ная девочка, только и делает, что рису ет эскизы кроваток. Другой автор в том ж е сборнике изображает школьницу, ко торая во время каникул осмелилась сбе- 180 гать на речку и искупаться. Негодная девчонка! В пример автор ставит ее доб родетельную подругу, которая не гуляет в лесу, не бывает на реке и только рабо тает да так, что даже взрослые не могут угнаться за ней. Очевидно, что это сти хотворение и эти рассказы написаны не «для себя», что поэт хотел «заострить» внимание общества на необходимости изучения агротехники, что эти начинаю щие писатели пытались создать «образ цы для подражания». У нас нет основа ний сомневаться в самых наилучших на мерениях этого поэта и этих писателей. Однако так же очевидно, что обществу не нужны ни такие стихи, ни такие изу верские рассказы. Но как же получилось, что писали эти авторы для общества, а получилось такое, от чего общество спешит поскорее отмахнуться, и как случилось, что Пуш кин, по собственному признанию, писал для себя, а создал произведения непрев зойденного общественного значения? Что-то тут неладно. Так ли уж безу коризненны эти формулы «для себя» и «для общества»? Правильно ли мы по нимаем их? Критики не раз говорили, что писать «для себя» — это значит писать «для собственного удовольствия». Это звучит двусмысленно и даже в какой-то мере оскорбительно. Следует говорить не об удовольствии, а о радости творчества. Это совсем не одно и то же. Писатель радуется богат ству своих мыслей и чувств, яркости об разов, своим творческим удачам, и все это накладывает особый светлый отпе чаток на его работу, которая в конечном счете служит всему обществу. Всякий труд хорош не только своими результата ми. но еще и той радостью, которую он приносит. Писатель, которому не доста вляет радости его работа, никогда не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2