Сибирские огни, 1960, № 11
В ПОИ С К А Х З А К О Н ОМ Е Р Н О С Т Е Й Т В О Р Ч Е С Т В А В своей работе писатель подчиняется каким-то необходимостям, закономерно стям. Если бы не было этих необходимо стей, то не было бы и возможностей суж дения о произведениях искусства. Как можно судить о новом произведении, ес ли бы было-закономерно любое желание автора, любая манера изображения ге роев, любой поворот событий? Законы эти нам далеко не всегда из вестны, однако мы чувствуем, что они есть. Чехов писал: «Кто владеет науч ным методом, тот чует душой, что и у музыкальной пьесы и у дерева есть не что общее, что то и другое создаются по одинаково правильным простым зако нам. Отсюда вопрос, какие ж е это зако ны?» Мы подчеркнули слово простым. Мы чувствуем ,,что эти еще не известные нам законы творчества обязательно должны быть простыми, как и всякие законы природы. Если они и кажутся нам непо мерно сложными, запутанными, то эта сложность есть результат недостаточно сти наших знаний. Первой задачей литературной критики является отыскание закономерностей творчества. Пока они неизвестны, не может быть и речи о научно обоснован ной критике. Прежде чем решать зада чи по физике, нужно узнать законы фи зики. Заслуга Белинского прежде всего в том, что он нашел целый ряд общих по ложений, закономерностей, которым под чиняется в своей работе каждый поэт, писатель, художник. Возьмите его статью «О русской повести и повестях г. Н. Го голя». Основу статьи составляют общие положения. Прежде чем дать оценку по вестям Гоголя, Белинский рассказывает, как развивалась в России повесть, как в сознании художника возникает и разви вается идея произведения, как она обра стает живыми образами, какой яркости эти образы и т. д. Только после этого вступления Белинский находит возмож ным оценить повести Гоголя. Говоря о творчестве М. Ю. Лермонтова, Белин ский точно также раскрывает целый ряд новых положений: прежде чем судить о творчестве поэта, необходимо понять, в чем заключается поэтическое творче ство. В средние века все явления природы объяснялись желаниями предметов, лю дей или сверхъестественных сил. Поче му золото растворяется в ртути? Пото му, отвечали алхимики, что душа ртути стремится соединиться с душой золота. На известном уровне научного развития такое объяснение казалось вполне удов летворительным. В физиологии еще совсем недавно многие процессы объяснялись желания ми. Почему выделяется слюна? Да пото му, что захотелось есть. Теперь мы улы баемся, когда слышим подобные объясне-' ния. Выражения «потому что он так хо чет, потому что он так желает, потому что ему так нравится» давно уже стали символом ненаучности и изгнаны из всех наук, и только в сочинениях критиков мы все еще читаем: «Каждый писатель работает так, как ему нравится. Нет об щих рецептов. У каждого писателя своц рецепты». Человек не стал беднее, когда узнал , что он на каждом шагу подчиняется за конам природы. Напротив, чем больше мы узнаем этих законов, тем уютнее, теплее, понятнее становится мир вокруг’ нас: теперь это наше хозяйство, в кото ром повсюду намечаются тропинки, до рожки, указательные знаки. А ведь еще совсем недавно, когда законы эти не были известны, он казался населенным неведомыми силами. Человек не был хо зяином на земле. Поэтому не нужно бояться поисков законов творчества. Законы эти не стес
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2