Сибирские огни, 1960, № 11

В ПОИ С К А Х З А К О Н ОМ Е Р Н О С Т Е Й Т В О Р Ч Е С Т В А В своей работе писатель подчиняется каким-то необходимостям, закономерно­ стям. Если бы не было этих необходимо­ стей, то не было бы и возможностей суж ­ дения о произведениях искусства. Как можно судить о новом произведении, ес­ ли бы было-закономерно любое желание автора, любая манера изображения ге­ роев, любой поворот событий? Законы эти нам далеко не всегда из­ вестны, однако мы чувствуем, что они есть. Чехов писал: «Кто владеет науч­ ным методом, тот чует душой, что и у музыкальной пьесы и у дерева есть не­ что общее, что то и другое создаются по одинаково правильным простым зако­ нам. Отсюда вопрос, какие ж е это зако­ ны?» Мы подчеркнули слово простым. Мы чувствуем ,,что эти еще не известные нам законы творчества обязательно должны быть простыми, как и всякие законы природы. Если они и кажутся нам непо­ мерно сложными, запутанными, то эта сложность есть результат недостаточно­ сти наших знаний. Первой задачей литературной критики является отыскание закономерностей творчества. Пока они неизвестны, не может быть и речи о научно обоснован­ ной критике. Прежде чем решать зада­ чи по физике, нужно узнать законы фи­ зики. Заслуга Белинского прежде всего в том, что он нашел целый ряд общих по­ ложений, закономерностей, которым под­ чиняется в своей работе каждый поэт, писатель, художник. Возьмите его статью «О русской повести и повестях г. Н. Го­ голя». Основу статьи составляют общие положения. Прежде чем дать оценку по­ вестям Гоголя, Белинский рассказывает, как развивалась в России повесть, как в сознании художника возникает и разви­ вается идея произведения, как она обра­ стает живыми образами, какой яркости эти образы и т. д. Только после этого вступления Белинский находит возмож­ ным оценить повести Гоголя. Говоря о творчестве М. Ю. Лермонтова, Белин­ ский точно также раскрывает целый ряд новых положений: прежде чем судить о творчестве поэта, необходимо понять, в чем заключается поэтическое творче­ ство. В средние века все явления природы объяснялись желаниями предметов, лю­ дей или сверхъестественных сил. Поче­ му золото растворяется в ртути? Пото­ му, отвечали алхимики, что душа ртути стремится соединиться с душой золота. На известном уровне научного развития такое объяснение казалось вполне удов­ летворительным. В физиологии еще совсем недавно многие процессы объяснялись желания­ ми. Почему выделяется слюна? Да пото­ му, что захотелось есть. Теперь мы улы­ баемся, когда слышим подобные объясне-' ния. Выражения «потому что он так хо­ чет, потому что он так желает, потому что ему так нравится» давно уже стали символом ненаучности и изгнаны из всех наук, и только в сочинениях критиков мы все еще читаем: «Каждый писатель работает так, как ему нравится. Нет об­ щих рецептов. У каждого писателя своц рецепты». Человек не стал беднее, когда узнал , что он на каждом шагу подчиняется за ­ конам природы. Напротив, чем больше мы узнаем этих законов, тем уютнее, теплее, понятнее становится мир вокруг’ нас: теперь это наше хозяйство, в кото­ ром повсюду намечаются тропинки, до­ рожки, указательные знаки. А ведь еще совсем недавно, когда законы эти не были известны, он казался населенным неведомыми силами. Человек не был хо­ зяином на земле. Поэтому не нужно бояться поисков законов творчества. Законы эти не стес­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2