Сибирские огни, 1960, № 11
ной, Долли говорит Каренину о своей собственной жизни: «Я вышла замуж, и мой муж обманывал меня; в злобе, рев ности я хотела все бросить, я хотела са ма... Но я опомнилась; и кто же? Анна спасла меня. И вот я живу. Дети растут, муж возвращается в семью и чувствует свою неправоту, делается чище, лучше, и я живу... Я простила, и вы должны простить!». Толстой действительно всячески опо этизировал материнское чувство Долли, не в пример Анне, дети были истинным «компасом» ее поведения, но и она мо гла лишь ценой лжи сохранить види мость семьи, иллюзию счастья. А ложь была ненавистна Толстому во всех ее проявлениях, поэтому не смиренная Дол ли, а бунтующая, дерзновенная Анна, погрешившая против «вечных законов» нравственности, оказалась героиней ро мана, привлекшей восхищение ее автора. 5 Толстой любил свою героиню, писате ля восхищала ее правдивость, смелость и сила чувства, презрение к обществу, естественность жажды счастья. Любил бунтующую и обреченную Анну и нас заставил полюбить ее и преклониться перед бунтом и гордым страданием сво ей героини. И в то ж е время сквозь гро зовую атмосферу романа проходят и толстовские поиски тишины, каратаев- ского благолепия. Это и дало возмож ность Достоевскому не только признать несравнебную художественную силу ро мана, но и, воспользовавшись присутству ющей здесь каратаевской тенденцией, на чисто изйратить его смысл. В романе Толстого Достоевский нашел «русский ответ» на вопрос, загаданный якобы ев ропейской цивилизацией, а вернее — социалистической мыслью. Во взгляде же Толстого на виновность и преступность людей ясно усматривает ся, утверждает Достоевский, что никакое уничтожение социального неравенства не спасет человечество, ибо зло заклю чено не в характере общества, а в душе самого человека. Отсюда будто бы и эпиграф — «Мне отмщение, и аз воз дам»: одним лишь небесным силам ведо мы тайны человеческих судеб. Можно было ожидать, что именно в «просветлении» Левина Достоевский цайдет -завершающую идею романа и восславит его героя. Но этого не произо шло. Изощреннейший и подозрительней- Щий диалектик Достоевский не мог не заметить двойственности толстовского романа, поэтому он и не поверил в оза рение Левина. Назвав его московским ба ричем средневысшего круга, с оттенком праздношатайства, Достоевский пророче ствует, что веру свою он разрушит опять, долго не продержится, найдет какой-ни будь новый повод, и разом все рухнет. И Достоевский с ожесточением набра сывается на восьмую, заключительную часть романа, в которой Толстой под вергает сокрушительной критике прит ворный патриотизм и лживую славян скую солидарность все того же враждеб ного народу привилегированного обще ства. Достоевскому очень хотелось найти в толстовском романе «русский ответ» на загадку, загаданную социализмом, и этот мниморусский ответ должен был отвра тить от поиска социального выхода. Но в романе Толстого сказалась такая сила отрицания именно социальных устоев, порождающих зло мира, что в эпиграфе «Мне отмщение, и аз воздам» начала уж е звучать угроза не только небесной, но и реальноземной карой. Бунт женщи ны, погубленной страшной системой уг нетательского общества, взывал к воз мездию, и это разрушало веру в просвет ление Левина, это разрушало и попытку Достоевского выпятить реакционную сто рону толстовского поиска правды. Ведь и в «Войне и мире» каратаевщи- на совмещалась с восхищением перед ду биной народной борьбы. В «Анне Каре ниной» Толстой с такой беспощадной последовательностью разоблачал все ус тои господствующей антинародной обще ственной системы, что бунтарская его тенденция стала главенствующей, пре вратив роман в неумолимый приговор миру насилия. Традиционная для лите ратуры XIX века тема крушения любви отразила в толстовском романе бездну горя, созданного уродливым строем жиз ни, вот почему, наперекор утверждению Достоевского, объективный смысл рома на тяготел не к индивидуальному душе- устройству, а к революционному отрица нию всего мира насилия. В процессе создания «Анны Карени ной» в Толстом и назревал духовный кризис, завершившийся полным разры вом с окружающей его средой, полным разрывом с полицейским государством. Ведь и его обаятельная героиня Анна оставалась «одна среди всего поля». Смирению перед ненавистным ей общест вом она предпочла смерть. Толстой не только преклонился перед ее праведным бунтом, но и сам предпочел остаться «один среди всего поля», проклиная и разоблачая церковь, государство, господ ствующие нравственные представления, все отвергая во имя и в защиту обману того, разоренного обездоленного му жика. О чем бы ни писал этот величайший художник, душой и мыслью он неизмен но обращался к русскому замордованно му крестьянину. Сквозь повесть о жен ском сердце, разбитом миром злобы и лжи, доносится все тот же стон русского мужика, терзающего душу величайшего художника России.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2