Сибирские огни, 1960, № 11
должает читать роман: «Герой романа уже начал достигать своего английского счастья, баронетства и имения, и Анна желала с ним вместе ехать в это имение, как вдруг она почувствовала, что ему должно быть стыдно и что ей стыдно этого самого». В этом страхе «английского счастья» впервые в романе выглянула в Анне нравственная взыскательность, которой суждено стать подкупающей чертой ее образа, и в то же время причиной ее гибели. Анна страшится сытого, спокой ного и пошлого счастья, ибо только что чувство, живое и сильное, глянуло в ее Душу. Отныне тема «английского счастья» пройдет сквозь весь роман. Не только Анна, порвав с Карениным, откажется от лживого счастья, но и в нравственных метаниях Левина будет тот же страх по шлого благополучия. Толстой приведет Анну в энглизированное поместье Врон ского, чтоб подчеркнуть чуждость своей правдивой героини искусственности окру жающего ее выдуманного мира. К «ан глийскому счастью» будет стремиться антипод Левина, его брат Кознышев, ры царь пустой учености, верящий, что при помощи русского земства можно достичь «английской свободы». Выражением не нависти к этому лживому благополучию и станет образ Анны Карениной. Гигантская переоценка верований, беспощадная критика общественной лжи придали роману «Анна Каренина» та кую революционную страстность, что да же тема любви стала с небывалой для Толстого последовательностью утвер ждением прав сердца, бунтом против уродующего гнета общества. Толстой вознес безоглядную любовь Анны, пре клонившись перед ее стихийной силой. Так ж е как в пляске Наташи Ростовой вдруг проглянула ее русская душа, блес нула широкою удалью, хмельным раз гулом, неведомыми путями впитав в себя то, что таится в каждом русском челове ке, так и в вихревом порыве Анны, да мы из светского общества, прорвалась неведомая этому обществу богатырская отчаянность, взвилось покоряющее и пьянящее раздолье русской души, не пожелавшей «английского счастья». Вот для чего нужна была Толстому и сцена несоетоявшегося объяснения Ко- знышева с Варенькой, сцена, в которой обнажается пустота их души. Ведь оба как будто любят друг друга, оба ждут объяснения, и вдруг все волнение крови разряжается неожиданным и нелепым разговором о грибах. Устроив свидание Кознышева с Ва ренькой, на котором они и должны были объясниться и соединить свои пустые жизни, Толстой казнил умственных, жи вущих «по правилам», героев, лишив их заветных чувств, выражаемых не столь ко словами, сколько улыбкой и взглядом. Все это Толстому нужно для того, чтобы резче подчеркнуть яркость духов ной жизнй Анны, и в еще большей сте пени— оттенить мрак той общественной обстановки, при которой сильная индиви дуальность Анны должна была оказать ся обреченной. Анна — необычный для Толстого об раз женщины сильного характера и вы сокого интеллекта. Однако сфера любов ных отношений Анны — Вронского не выходит за пределы эмоционального тя готения. И тут все решилось взглядом, улыбкой, а не интеллектуальной общ ностью. В рассказе «Дьявол» мы читаем: «Почему Евгений выбрал Лизу Аннен скую, нельзя объяснить, как никогда нельзя объяснить, почему мужчина вы бирает ту, а не другую женщину». Тол стой решительно не задумывается над вопросом, почему возникло у Анны Ка рениной и Вронского взаимное тяготе ние. Он лишь отмечает, что, как подлин ное и сильное чувство, оно возникло с первого взгляда, непроизвольно, незави симо от намерений людей. Трагизм положения Анны усугублял ся противоречием ее положения матери и любящей женщины, но порождался от нюдь не этим. Ее духовная драма вызва на тем, что, начав жить «по сердцу», а не «по правилам» лживого мира, она не минуемо противопоставила себя окружа ющей среде, ибо все корыстные силы об щества обращались именно против ее по пытки нравственного разрешения возник шей жизненной драмы. Дело не в том, чтобы загадывать, что победило бы в Анне, чувство матери или любящей жен щины, и что произошло бы, если бы лю бимый человек оправдал ее надежды. Анна была бы несчастна при любых ва риантах, и в этом беспощадная правда толстовского романа. В. И. Ленин утверждал, что критика Толстым всего государственного строя, всех форм общественной жизни отличает ся бесстрашием в стремлении «дойти до корня», и сила романа «Анна Каренина» в том, что и тут Толстой стремился дой ти до главного общественного зла, поро ждающего все виды личных несчастий. И Толстой приходит к выводу, что в уг нетательском обществе человек, живу щий по сердцу, а не по правилам лживого общества, неминуемо обречен. И в этом неотвратимая трагедия чудесной Анны, вздумавшей восстать против правил под лого мира и павшей в неравной битве. Из этого не следует, что в выявлении этого главного конфликта Толстой не проявляет специфической для него не последовательности. Нет, он действи тельно пытался «покарать» Анну, иначе он не был бы Толстым, утверждавшим незыблемость вечных законов нравствен ности. В забвении вечного закона мате ринской ответственности художник и стремился найти уязвимость Анны. Судь ба ребенка Анны и возникает в романе как осуждение фальшивых отношений Анны и Вронского. Пытаясь примирить Каренина с Ан
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2