Сибирские огни, 1960, № 11
кать в образе Наташи Ростовой достижи мость счастья в существующих условиях жизни и возможных в данных обстоя тельствах путей преодоления зла. Толстой верил, что это многомиллион ный Каратаев выиграл войну, и стремил ся к каратаевщине привести истоки сво ей Наташи Ростовой, воплощавшей в гигантской народной эпопее буйную си лу жизни. Роман «Анна Каренина» знаменует новый этап в развитии художника, опре деливший перелом во всей системе его общественных и этических верований. Гигантское значение образа Анны Каре ниной в творчестве Толстого в том и со стоит, что художник поставил свою лю бимую героиню в такое положение, при котором с неотразимой трагической си лой выявилась невозможность каратаев- ского счастья, невозможность жить «по правде» в подлом, паразитарном обще стве, враждебном народу, враждебном нравственным представлениям трудово го человека. Подобно Наташе Ростовой Толстой наградил Анну Каренину всем необходимым для счастья: молодостью, красотой, благородством, энергией ха рактера, необыкновенным обаянием. Но именно нравственная красота Анны Ка рениной и послужила главной причиной ее гибели под ударами лживого, безнрав ственного мира. 4 Вронский преднамеренно заезжает к Стиве Облонскому, зная, что там нахо дится Каренина. Анна случайно вышла на Лестницу и увидела Вронского: «...стран ное чувство удовольствия и вместе стра ха чего-то вдруг шевельнулось у нее в сердце». В ту минуту, как она проходи ла, Вронский «поднял глаза, увидел ее, и в выражении его лица сделалось что- то пристыженное и испуганное». Мгновенно возникшее чувство стано вится трагически-неодолимым. В неодо лимости — свидетельство его подлинно сти, а в нравственной сомнительности— источник его трагедийности. Ведь не слу чайно накануне появления в романе Ан ны прозвучали слова Левина: «Я имею отвращение к падшим женщинам». Ан на Каренина — жена и мать. Об этом с самого начала напомнил художник. Ибо он еще надеется, что ему удастся пока рать свою героиню. Он еще не знает, что вознесет ее. Первый бал, на котором и начинает стягиваться узел конфликта. Кити лю буется прелестной Анной. И характер ная деталь: «Прическа ее была незамет на. Заметны были только, украшая ее, эти своевольные короткие колечки кур чавых волос, всегда выбивавшиеся на за тылке и висках». Своевольные колечки волос так и оста нутся деталью облика Анны, особой ме той ее обаяния, напоминая о своевольном характере, не укладывающемся в за стывшие нормы. За Анной на балу Толстой следит гла зами Кити. Кити видела, что «Анна пьяна- вином возбуждаемого ею восхищения». И так же, как при первом появлении Ан ны в вагоне поезда, когда переизбыток чего-то, переполнявшего ее существо, вы ражался то в блеске взгляда, то в улыб ке, так и ныне, на балу, разговаривая с Вронским, она как будто делала усилие над собой, стараясь потушить признаки радости, «но они сами собой выступали- на ее лице». Когда Вронский обращался к Анне, «во взгляде его было одно вы ражение покорности и страха», и, любу ясь красотой Анны, Кити убеждалась, что «было что-то ужасное и жестокое в ее прелести». «Да, что-то чуждое, бесов ское и прелестное есть в ней», — сказа ла себе Кити». В толстовских характеристиках всегда присутствует моральная оценка, автор сопутствует своим героям, косвенно, а чаще открыто выражая свое отношение к их поступкам и помыслам. Чувства Анны и Вронского проходят в романе в двойной оценке художника. Его пленяет искренность и глубина пере живаний, непосредственная сила жизни. Отсюда любование неудержимой игрой эмоций, прорывающихся в жестах, гла зах и улыбках Анны, отсюда любование упрямыми колечками волос, восхищение перед неотразимой прелестью Анны. И тут же признание, словами Кити, чего-то ужасного и жестокого в прелести своей героини. Уже при самом зарождении образа Ан ны Карениной сказывалась двойствен ность в намерениях художника. На ка ком-то этапе Толстой и вовсе собирался показать свою героиню малосимпатич ной, почти вульгарной. Ведь она должна была «потерять себя», следовательно — моральная оценка должна была быть выражена с присущей Толстому опреде ленностью. Толстой отказался от вари антов, снижающих образ, в окончатель ном виде Анна предстала перед творче ским сознанием художника в «пушкин ском» обаянии. Упоминание «ужасного в жестокого» в ней сохранилось, однако, не только в качестве остатков отброшен ных вариантов. Толстой все еще стре мился «поправить» образ, снабдить его морализирующей оценкой, но жизнен ная реальность образа упрямо не согла совывалась с морализирующей тенденци ей, и художник подчинился логике свое го ж е создания. После угарных московских дней, уже- снова в вагоне, Анна силится читать ка кой-то английский роман, но следить за жизнью героев было трудно, ибо «ей слишком самой хотелось жить». Толстой уж е не может не любоваться этой жаж дой жизни, правда образа начинает пре одолевать морализирующую тенденцию, и что-то новое и сильное проглядывает в нравственном облике героини. Анна про-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2