Сибирские огни, 1960, № 11
хранившей народные, национальные кор ни. Отсюда сила ее патриотического чув ства и способность к высокому подвижни честву. Утверждение сословно-дворянских ин тересов весьма волновало автора «Вой ны и мира», искавшего в патриархаль ных связях помещика и мужика нрав ственную силу, способную возродить ос кудевающее дворянство. В какой-то сте пени, к собственным тогдашним поискам возможного мира и благолепия между правильным барином и мужиком, Тол стой семидесятых годов мог бы уже при менить слова, сказанные в «Анне Каре ниной» Николаем Левиным брату Кон- •стантину, что тот хочет продолжать эк сплуатировать мужика, но с идеей. Ра зоблачая лживый и подлый мир князя Василия Курагина, Толстой противопос тавлял ему, как единственно возможный идеал дворянского общества в историче ском плане — Кутузова, в бытовом — Наташу Ростову, сохранившую в своем характере прелесть народных начал. Т ех самых, коих лишен был князь Анд рей, задумавшийся над судьбами России. По сравнению с образом казачки Марья ны, Наташа Ростова оказалась дальней шим развитием- и углублением поиска нравственных основ жизни. В «Казаках» одной и той ж е природой порождены и величавая красота Марья ны и могучая прелесть окружающих гор. Отсюда в конфликте Оленина и Марь яны лишь столкновение природного с ис кусственным, тогда как в образе Наташи противопоставление народного, нацио нального безнародной и антипатриотиче ской лжекультуре светской гостиной. О Марьяне сказано, что это женщина, вы шедшая из рук творца и сохранившая прелесть природной непосредственности, а по поводу пляски Наташи, плененной народным мотивом «Барыни» и плясо вой песни «По улице мостовой», худож ник восхищенно спрашивает» «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха , которым она дышала,— эта графинюшка, воспитанная эмигранткой- француженкой, — этот дух, откуда взя ла эти приемы...» В национальной самобытности, в бли зости к народным токам покоряющая прелесть Наташи Ростовой. И любуясь •своей героиней, Толстой стремится дока зать, что в подобном характере и заложе ны все необходимые нравственные усло вия человеческой деятельности. Вера в силу человеческого разума бы ла основой теории и практики революци онных демократов-просветителей. Отсю да их ставка на человека, способного ре волюционным путем изменить неразум ный угнетательский строй общества. Рационализму' русских просветителей Толстой противопоставил свое понима ние жизни народа, развивающейся не по правилам, не по указаниям выдающихся личностей, а по стихийным законам не ведомой нам исторической необходимо сти. Отсюда у Толстого преклонение пе ред покорной мудростью Кутузова и глумление над своеволием Наполеона, играющего шутовскую роль руководите ля истории. «Очевидно было, — пишет Толстой, — что Кутузов презирал и зна ние и ум, и знал что-то другое, что долж но было решить дело — что-то другое, независимое от ума и знания».. Отсюда и стремление Толстого предста вить в Каратаеве именно эту, вненацио нальную стихию русского сознания. И от сюда же утверждение, что Наташа не удо стаивает быть умной, ибо руководствует ся в своих действиях и помыслах тем же инстинктом народных масс, который и дал возможность Кутузову не мешать народным усилиям изгнать Наполеона. Будь представления эти только заб луждениями, они не могли бы стать ос новой величайшего произведения искус ства. В том-то и дело, что в историче ских и философских взглядах Толстого, в его критике рационалистического миро воззрения были свои кричащие противо речия, свои сильные и слабые стороны, но это не произвол художника, а, как указывал Ленин, отражение реально-ис торических тенденций времени. В толстовской критике особой роли царей и военачальников в историческом процессе была заключена огромная про грессивная сила. Из веры Толстого в трудовой народ, как создателя всех ма териальных и духовных ценностей, и выросла его беспощадная критика пара зитизма сословий, присваивающих себе право руководить народом и его обворо вывать. Эта сильная сторона толстовских представлений и дала ему возможность не только разглядеть место народа в ис тории, но и восславить дубину народной борьбы, решившей на снежных русских равнинах судьбу корсиканского авантю риста. Но эта же вера в роевую силу на рода, в неотвратимость исторического движения, зависящего от совокупности воли миллионов, породила в Толстом тут же, рядом с восхвалением активной народной дубины, пренебрежение к разу му и волевой активности личности. Тут слабость толстовских представлений яв ляется как бы продолжением его силы, его веры в народ. И в этом была неуст- ранимость вражды Толстого к материа листам и революционерам партии Чер нышевского. Противопоставляя образ Наташи Рос товой светской черни, Толстой отстаи вал возможность патриархальных отно шений между помещиком, сохраняющим близость к трудовым, народным началам жизни, и мужиком, способным нравст венно возродить культурный слой дво рянства. С одной стороны, это реакци онная утопия помогала художнику со всей беспощадностью срывать покровы с общества, враждебного народу и погряз шего во лжи и разврате. И в этом была сила Толстого. С другой стороны, эта же реакционная утопия побуждала его ис
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2