Сибирские огни, 1960, № 11
всего того, что загнало умную, прекрас ную, благородную женщину под колеса поезда. К моменту появления Анны эмоцио нальная атмосфера романа уже в значи тельной степени подготовлена: фальши вый мир Стивы Облонского, мертвый «мозговой» мир Кознышева, наивная непосредственность и прелесть Кити, спокойная самоуверенность Вронского, экзальтированность Левина, жаждуще го любви и ответов на задушевные воп росы жизни. С появлением Анны, а за тем Алексея Каренина, роман обретет свои противоборствующие силовые ли нии, свою поляризацию: живое и ищущее, поэтическое и страждущее найдет тра гическое выражение в Анне — подлин ной душе романа; мертвое, обманное, искусственное и иллюзорное получит свою статуарную невозмутимость в хо лодной фигуре Каренина. Так мы подходим к восемнадцатой главе. Вронский, встречающий мать, в вагоне посторонился, чтобы дать дорогу выходившей даме. «С привычным так том светского человека, по одному взгля ду на 'внешность этой дамы, Вронский определил ее принадлежность к высше му свету. Он извинился и пошел было в вагон, но почувствовал необходимость еще раз взглянуть на нее — не потому, что она была очень красива, не по то му изяществу и скромной грации, кото рые видны были во всей' ее фигуре, но потому, что в выражении миловидного лица, когда она прошла мимо его, было что-то особенно ласковое и нежное. Ког да он оглянулся, она тоже повернула го лову. Блестящие, казавшиеся темными от густых ресниц, серые глаза друж е любно, внимательно остановились на его лице, как будто она признавала его, и тотчас же перенеслись на подходившую толпу, как бы ища кого-то. В этом ко ротком взгляде Вронский успел заметить сдержанную оживленность, которая игра ла в ее лице и порхала между блестя щими глазами и чуть заметной улыбкой, изгибавшею ее румяные губы. Как будто избыток чего-то так переполнял ее суще ство, что мимо ее воли выражался то в блеске взгляда, то в улыбке. Она поту шила умышленно свет в глазах, но он светился против ее воли в чуть заметной улыбке». Вместе с Анной в роман врывается что-то полярное миру Кознышевых, — прелесть живого существа, жаждущего счастья, правды. В той ж е главе — гибель сторожа под колесами поезда, слова Анны: «Дурное предзнаменование», а затем беглый раз говор с братом Стивой: «— А ты давно знаешь Вронского?— спросила она? — Да. Ты знаешь, мы надеемся, что он женится на Кити. — Да? — тихо сказала Анна. — Ну, теперь давай говорить о тебе, — приба вила она, встряхивая головой, как будто хотела физически отогнать что-то лиш нее и мешавшее ей». Отсюда, с «дурного предзнаменова ния», начнется путь Анны к гибели. 3 Итак, р первом разговоре с братом о Вронском Анна встряхивает головой, как бы стремясь освободиться от лишне го и мешавшего ей. Зарождение чувства, отныне связавшего Вронского и Анну, произошло мгновенно, и в чувстве этом проявляется что-то страшное и неодоли мое. Для Толстого, до его обращения к религиозному аскетизму, любовные от ношения людей являлись естественным выражением всеобщих сил природы. По этому, в отличие, скажем, от Тургенева, Толстой чурается привнесения в чувст венную сферу любви идейных моментов, интеллектуального обоснования. Отсюда неприязнь Толстого к героиням тургенев ских романов, чьи чувства и чьи общест венные стремления нерасторжимы. Отсю да враждебность Толстого к роману Чер нышевского «Что делать», пытающе муся революционизировать и сферу ин тимных отношений. Для Толстого это было нелепым поползновением на «веч ные» законы жизни. «Идеи» мешают естественности. Чело век должен, не мудрствуя, подчиниться течению бытия, а его попытки воздей ствовать на это величественное течение суетны и смешны. Поэтому смешна и глупа «идейная» Катерина Матвеевна из антинигилистического памфлета «Зара женное семейство», а бесхитростная Ки ти прелестна, ибо покорна зову чувства, ибо правдиво испытывает «страх дев ства». Когда Кити спросила, как ,у матери с отцом это «решилось», старая княгиня ответила: «Ты думаешь, верно, что вы что-нибудь новое выдумали. Все одно в то же: решилось глазами, улыбками...» Не случайно В. И. Ленин так любил повесть «Казаки» и толстовские описа ния охоты. Подкупала неуемная сила жизни, которая с такой щедростью была отпущена писателю, искавшему поэзию бытия в слиянии человека с природой. В этом сказывалась неприязнь Толстого к формам жизни окружающего его обще ства. В обращении к человеку из народа, сохранившему чистоту породившей его природы, среди которой и протекает его жизнь, Толстой искал путей к народной правде, искал выхода из господствую щих лживых условий существования. В этом была сила Толстого. Но из этого ж е корня шла слабость великого писа теля, отвращавшегося от социальных форм борьбы и противопоставлявшего со циальным связям упорядочение личной душевной жизни. В образе Наташи Ростовой Толстой воплощал идеал русской женщины, пусть и привилегированного сословия, но со
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2