Сибирские огни, 1960, № 11
ственной, а потому и ложной обстановке, придуманной скучающим богатым поме щиком. И наоборот, в Анне, воспринимаемой нами как дальнейшее развитие и углуб ление пушкинского волевого женского характера, начинает сказываться в этом мире стилизованной праздности трагиче ская обреченность. Уже в ослаблении ее материнского чувства Толстой обнару живает растлевающее влияние среды, губящей и лучших людей общества. Чувство тревоги, неуверенности, чего- то надвигающегося как расплата за ложь жизни, нагнетается всем повествованием, переплетением всех сюжетных линий. В письме к Толстому от 22 августа 1856 года Н. А . Некрасов писал: «Я не шутил и не лгал, когда говорил когда-то, что люблю Вас, — а второе: я люблю еще в Вас великую надежду русской ли тературы, для которой Вы уж е много сделали и для которой еще более сделае те, когда поймете, что в нашем отечест ве роль писателя — есть прежде всего роль учителя и, по возможности, заступ ника за безгласных и приниженных»1. Революционные демократы, при всем отличии их взглядов от общественно-по литической позиции Л. Толстого, не толь ко отдавали должное таланту великого художника, но и верно нащупывали ха рактер его движения — через правду искусства к защите угнетенного народа. Путь писателя к заступничеству за «безгласных и приниженных» был глубо ко своеобразен, но это был путь к наро ду , а не к его поработителям. Вот по чему, при всех своих противоречиях, Толстой и мог в дальнейшем оказаться выразителем силы и слабости русской революции. Образ Анны Карениной и был порожден этим движением художни ка к народной правде. Он клеймил изо бражаемую им эпоху всем духом рома на, утверждавшим, что все ложь, все об ман, и что даже лучших людей, стремя щихся жить «по правде», ждет гибель. Лишь в двадцатой главе, вернувшись кз поездки в Москву, где она налажива ла пошатнувшуюся семейную жизнь своего брата Стивы Облонского и его жены Долли, Анна впервые заметила торчащие уши, подпиравшие поля круг лой шляпы Алексея Александровича Ка ренина. «Ах, боже мой! Отчего у него стали такие уши?» Так подумала Анна, впервые каким-то новым взглядом уви дев холодную и представительную фигу ру мужа. С этого возгласа начинаются муки Ан ны, начинается ее путь к гибели, начина ются ее метания и поиски выхода. Но этот возглас звучит лишь в тридцатой главе, и чрезвычайно важно проследить, как Толстой в продолжение всех преды дущих глав разворачивал сложную экс 1 А . Н. Некрасов. П о л н о е с о б р а н и е с о ч и н е н и й , т. 10, М . , 1952, с т р . 291— 292. позицию событий. Глубочайшая проду манность всей конструкции романа, по разительная соотносимость всех элемен тов скажется не только в таких, бьющих в глаза эпизодах, как приезд, в начале романа, Анны в Москву налаживать от ношения в доме брата Стивы, где «все смешалось», и поездка Стивы Облонско го в конце романа в Петербург — для благопристойного оформления разрыва в семье Карениных, где все сломалось. Представляя в самом начале романа симпатичного Стиву Облонского, брата Анны, Толстой замечает: «Степан Ар- кадьич получал и читал либеральную газету, не крайнюю, но того направле ния, которого держалось большинство., И, несмотря на то, что ни наука, ни ис кусство, ни политика собственно не ин тересовали его, он твердо держался тех взглядов на все эти предметы, каких держалось большинство и его газета, и изменял их, только когда большинство изменяло их, или, лучше сказать, не из менял их, а они сами в нем незаметно изменялись. Степан Аркадьич не избирал ни на правления, ни взглядов, а эти направле ния и взгляды сами приходили к нему, точно так же, как он не выбирал формы шляпы или сюртука, а брал те, которые носят. А иметь взгляды ему, жившему в известном обществе, при потребности не которой деятельности мысли, развиваю щейся обыкновенно в лета зрелости, было так же необходимо, как иметь шляпу». За кажущимся добродушием характе ристики скрывается жгучий сарказм, в продолжение всего романа добрый, весе лый и несомненно честный Стива Об лонский так и проходит воплощением добродушия и равнодушного доброже лательства. Как это ни звучит парадок сально, но есть что-то в Стиве Облон ском от «белокурого джентельмена» Свидригайлова, которого Достоевский счел возможным представить циничным двойником Родиона Раскольникова. Равнодушный цинизм Свидригайлова оснащен философской аргументацией. Если вечность всего-навсего комнатенка вроде закоптелой деревенской баньки с пауками по углам, то все дозволено и нет тогда смысла быть нравственным. Свидригайлов и гибнет оттого, что полю бил, то есть вышел за пределы равнодуш ного цинизма. Для Толстого «честный» Стива Облон ский — одна из страшных фигур руша щегося мира, построенного на лжи, на присвоении тунеядцами благ, добывае мых трудом мужика. Сопоставляя Стиву с «белокурым джентельменом» Достоев ского, следует учитывать различие твор ческой манеры двух величайших худож ников России. В героях Достоевского происходит борьба противоборствующих сил. Став по ту сторону добра и зла, ге рой обретает сатанинскую силу, но гиб нет в тот момент, когда что-то наивное и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2