Сибирские огни, 1960, № 11

шние черты дочери великого поэта. Тол­ стой стремился продолжить пушкинский отрывок, поэтому, следуя за его текстом, также пытался завязать роман главных героев встречей в светском салоне. Достоевский никак не мог знать эти подробности, однако в «Дневнике писа­ теля» он с исключительной1 прозорливо­ стью отметил связь «Анны Карениной» с пушкинской традицией. Трудно пред­ ставить себе дальнейшее развитие обра­ за Зинаиды Вольской из так понравив­ шегося Толстому пушкинского от­ рывка, но уже сам факт, что, про­ должая дорисовывать этот образ, Толстой называет имя другой пушкин­ ской героини — Татьяны Лариной, за­ ставляет предположить, что и Толстой как-то сближал обе эти пушкинские фи­ гуры: по яркости, стремительности и не­ зависимости характера, по их нравствен­ ной чистоте, по своеобразному отраже­ нию в них национальной стихии. В Анне Карениной несомненно воз­ действие пушкинской традиции. Правда, и в образе Анны Толстой в большей сте­ пени подчеркивает эмоциональное нача­ ло, — стихия интеллектуальная развер­ нута им в мужском характере Левина, и это в какой-то степени обусловило неза­ висимость двух линий романа. Однако и родственность натур Анны и Левина сказывается в своеобразном отношений в них эмоционального и рассудочного. Эмоциональность Анны не стихийная, а высокоинтеллектуальная, но в такой же мере идейным исканиям Левина присуща особая сила эмоциональной возбудимос­ ти. Отсюда внутреннее родство их натур, отсюда органичность и необходимость па­ раллельного развития в романе их судеб. Обычно Толстой в той или иной фор­ ме разоблачал «умственные» типы жен­ щин, предпочитая им живую непосредст­ венность натуры. На эту особенность одним из первых обратил внимание И. С. Тургенев. В «Анне Карениной» мы также встре­ тим обычное для Толстого противопоста­ вление излюбленного женского типа ж е­ ны и матери — женщине рационалисти­ ческого типа, умственному пустоцвету. Но уже само присутствие Анны, окру­ женной поэзией женственности и автор­ ским восхищением, придает новое зву­ чание привычному толстовскому мотиву. В «Войне и мире» торжеством жен­ ского идеала еще могла предстать чуде­ сная Наташа Ростова, начисто подавив­ шая своей чувственной непосредствен­ ностью, каким-то талантом бытия «ум­ ненькую» Сонечку. На вопрос княжны Марьи — умна ли Наташа, Пьер Безу- хов мог еще ответить, что Наташа не удостаивает быть умной. Ибо она была и так счастлива. Ибо вся атмосфера гран­ диозной исторической эпопеи пронизана оптимизмом, народная победа над вра­ жьим нашествием привела к разливу счастья, хлынувшего в людские сердца,, в семейные кланы. Иное дело в «Анне Карениной», — там судьбы людей складываются мучи­ тельно тяжко. Поэтому Достоевский и противопоставил этот роман, как свиде­ тельство крутого перелома, приведшего расшатанное, разложенное русское се­ мейство к положению «случайного се ­ мейства» — стройной отчетливости всех жизненных начал, в том числе и семей­ ных, в эпопее «Война и мир». Уже в «Войне и мире» Толстой обра­ щается к теме дворянского помещичьего оскудения. Для патриархальных пред­ ставлений писателя отрыв дворянства от земли, от непосредственного хозяйство­ вания. разоыв живых связей с крестьян­ ством, порождает не только экономиче­ ское оскудение, но и обмельчание наци­ ональных источников. Семья Ростовых еще держится традициями дворянских родов, силой родственных привязаннос­ тей, остаточными связями с русской де­ ревней. Отсюда сильная пушкинская ок­ раска характера Наташи Ростовой. Ее сверстница Татьяна Ларина, «русская душою» — Л ю б и л а р у с с к ую зим у , Н а с о л н ц е иней в д е н ь м оро зны й , И с а н и , и за рею п о з д н о й С и я н ь е р озовы х сн е го в , . И м г л у кр ещ е н с к и х вечеров . П о с та р и н е т о р ж е с т в о в а л и В и х дом е э ти вечера . .. Знаменитое описание охоты, а затем: пляски в доме дядюшки, когда с такой разительной силой проявилась в «гра- финюшке» Наташе ее русская природа, ее русская удаль, ее способность понять и выразить то чувство, которое находит­ ся в каждом русском человеке, — все это дальнейшее развитие и углубление пушкинской темы Татьяны, как нацио­ нального типа русской женщины. В «Анне Карениной» процессу даль­ нейшего оскудения помещичьего хозяй­ ства, крутой экономической деградации сопутствует почти полнейшая утеря дво­ рянством национального характера. От­ рыв от народа, взаимная чуждость, враж­ дебность помещика и мужика становит­ ся подлинной причиной душевных смя­ тений Левина. Причиной, побудившей Левина вы­ гнать из своего дома светского повесу Васеньку Весловского, была ревность, но вспыхнувшая вражда к Васеньке имела и другое основание. В своем шот­ ландском колпачке с длинными концами лент назади, праздный Васенька был не только решительно чужд нравственному состоянию Левина, но и враждебен окру­ жающей русской действительности, тяж­ кому труду мужика, простой и безыс­ кусственной русской природе. Изгнанный из дому Левиных, Васень­ ка очутился в англизированном помес­ тий Вронского, и там его шотландский колпачок был вполне уместен в искус­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2