Сибирские огни, 1960, № 11
шние черты дочери великого поэта. Тол стой стремился продолжить пушкинский отрывок, поэтому, следуя за его текстом, также пытался завязать роман главных героев встречей в светском салоне. Достоевский никак не мог знать эти подробности, однако в «Дневнике писа теля» он с исключительной1 прозорливо стью отметил связь «Анны Карениной» с пушкинской традицией. Трудно пред ставить себе дальнейшее развитие обра за Зинаиды Вольской из так понравив шегося Толстому пушкинского от рывка, но уже сам факт, что, про должая дорисовывать этот образ, Толстой называет имя другой пушкин ской героини — Татьяны Лариной, за ставляет предположить, что и Толстой как-то сближал обе эти пушкинские фи гуры: по яркости, стремительности и не зависимости характера, по их нравствен ной чистоте, по своеобразному отраже нию в них национальной стихии. В Анне Карениной несомненно воз действие пушкинской традиции. Правда, и в образе Анны Толстой в большей сте пени подчеркивает эмоциональное нача ло, — стихия интеллектуальная развер нута им в мужском характере Левина, и это в какой-то степени обусловило неза висимость двух линий романа. Однако и родственность натур Анны и Левина сказывается в своеобразном отношений в них эмоционального и рассудочного. Эмоциональность Анны не стихийная, а высокоинтеллектуальная, но в такой же мере идейным исканиям Левина присуща особая сила эмоциональной возбудимос ти. Отсюда внутреннее родство их натур, отсюда органичность и необходимость па раллельного развития в романе их судеб. Обычно Толстой в той или иной фор ме разоблачал «умственные» типы жен щин, предпочитая им живую непосредст венность натуры. На эту особенность одним из первых обратил внимание И. С. Тургенев. В «Анне Карениной» мы также встре тим обычное для Толстого противопоста вление излюбленного женского типа ж е ны и матери — женщине рационалисти ческого типа, умственному пустоцвету. Но уже само присутствие Анны, окру женной поэзией женственности и автор ским восхищением, придает новое зву чание привычному толстовскому мотиву. В «Войне и мире» торжеством жен ского идеала еще могла предстать чуде сная Наташа Ростова, начисто подавив шая своей чувственной непосредствен ностью, каким-то талантом бытия «ум ненькую» Сонечку. На вопрос княжны Марьи — умна ли Наташа, Пьер Безу- хов мог еще ответить, что Наташа не удостаивает быть умной. Ибо она была и так счастлива. Ибо вся атмосфера гран диозной исторической эпопеи пронизана оптимизмом, народная победа над вра жьим нашествием привела к разливу счастья, хлынувшего в людские сердца,, в семейные кланы. Иное дело в «Анне Карениной», — там судьбы людей складываются мучи тельно тяжко. Поэтому Достоевский и противопоставил этот роман, как свиде тельство крутого перелома, приведшего расшатанное, разложенное русское се мейство к положению «случайного се мейства» — стройной отчетливости всех жизненных начал, в том числе и семей ных, в эпопее «Война и мир». Уже в «Войне и мире» Толстой обра щается к теме дворянского помещичьего оскудения. Для патриархальных пред ставлений писателя отрыв дворянства от земли, от непосредственного хозяйство вания. разоыв живых связей с крестьян ством, порождает не только экономиче ское оскудение, но и обмельчание наци ональных источников. Семья Ростовых еще держится традициями дворянских родов, силой родственных привязаннос тей, остаточными связями с русской де ревней. Отсюда сильная пушкинская ок раска характера Наташи Ростовой. Ее сверстница Татьяна Ларина, «русская душою» — Л ю б и л а р у с с к ую зим у , Н а с о л н ц е иней в д е н ь м оро зны й , И с а н и , и за рею п о з д н о й С и я н ь е р озовы х сн е го в , . И м г л у кр ещ е н с к и х вечеров . П о с та р и н е т о р ж е с т в о в а л и В и х дом е э ти вечера . .. Знаменитое описание охоты, а затем: пляски в доме дядюшки, когда с такой разительной силой проявилась в «гра- финюшке» Наташе ее русская природа, ее русская удаль, ее способность понять и выразить то чувство, которое находит ся в каждом русском человеке, — все это дальнейшее развитие и углубление пушкинской темы Татьяны, как нацио нального типа русской женщины. В «Анне Карениной» процессу даль нейшего оскудения помещичьего хозяй ства, крутой экономической деградации сопутствует почти полнейшая утеря дво рянством национального характера. От рыв от народа, взаимная чуждость, враж дебность помещика и мужика становит ся подлинной причиной душевных смя тений Левина. Причиной, побудившей Левина вы гнать из своего дома светского повесу Васеньку Весловского, была ревность, но вспыхнувшая вражда к Васеньке имела и другое основание. В своем шот ландском колпачке с длинными концами лент назади, праздный Васенька был не только решительно чужд нравственному состоянию Левина, но и враждебен окру жающей русской действительности, тяж кому труду мужика, простой и безыс кусственной русской природе. Изгнанный из дому Левиных, Васень ка очутился в англизированном помес тий Вронского, и там его шотландский колпачок был вполне уместен в искус
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2