Сибирские огни, 1960, № 11
ными эпизодами и мотивами, а всей со вокупностью художественных средств, единством нравственной оценки явлений окружающей действительности. Евангельский эпиграф «Мне отмще ние, и аз воздам» возник еще тогда, ког да первоначальный замысел рома на ограничен был судьбой «потерявшей себя» замужней женщины. Тогда, быть может, писатель вкладывал в евангель ские слова присущий им уйоряющий ■смысл. Но чем шире и глубже разраста лось повествование, чем выше подымал ся нравственный облик главной героини, тем решительнее смещался -и объектив ный смысл эпиграфа, в нем уже звучало требование возмездия за погубленную жизнь, возмездия всему неправедному строю жизни. Великий реалист, Толстой неоднократ но признавал, что герои его произведе ний не всегда развиваются по авторским предначертаниям, ибо Следуют велениям какой-то своей собственной логики. Не что подобное произошло и с образом Ан ны Карениной, не ограничившейся ролью «потерявшей себя» женщины и ставшей живым укором миру, построенному на лжи. Для Толстого семидесятые годы были наполнены смятением, ужасом перед надвигающимся новым и по-новому бес пощадным строем общественных отноше ний. Страдания масс взывали к совести писателя, он мучился в поисках выхода, он приходил к пониманию враждебности интересов мужика и барина. Роман «Ан на Каренина» и оказался тем рубежом, за которым уже в восьмидесятые годы и следовал окончательный разрыв писа теля с породившей его средой и обраще ние к патриархальной вере крестьянина. В романе «Анна Каренина» это вызрева ние новой веры проявилось с гигантской художественной силой, нравственные по иски, характерные для Толстого с пер вых шагов его писательской деятельно сти, именно в этом романе разрешились неистовым бунтом, нашедшим свое за конченное выражение в предсмертных словах Анны: «Все неправда, все ложь, все обман, все зло!» И такова была обу явшая художника сила отрицания обще ственной неправды, что она сломала и излюбленные Толстым представления о женском идеале, заставив художника со здать неотразимый в своей красоте образ бунтующей женщины, правдой своего сердца измерившей всю ложь внешне блистательного, а в действительности растленного паразитического общества. В письме к В. В. Стасову от 18 октяб ря 1905 года писатель и сам свидетель ствовал, что в революционных событиях времени он состоит в звании доброволь но и самовольно принятого на себя адво ката стомиллионного земледельческого народа. В «Анне Карениной» нравствен ные муки Константина Левина, уже пос ле гибели Анны, завершаются обраще нием к мужицкой вере Фоканыча, жив- 168 шего «для души», жившего «по правде». Само это обращение Левина к мужиц кой вере лишь замыкает роман, и в сво ей неясности лишено обычного для Тол стого реалистического обоснования. Но' вместе с тем, принятие мужицкой веры логически венчает роман, в котором все нити вели к одному — разрыву с господ ствующим социальным строем. При всей автобиографичности образа Константина Левина, при всем том, что образ отража ет нравственные томления и самого пи сателя, Лев Толстой значительно шире своего героя. Левин, нашедший душевное умиротворение в наивной вере Фоканы ча, еще не мог стать автором романа «Воскресение», ознаменовавшем разрыв политический, нравственный, философ ский, эстетический со всем строем и всей культурой угнетательского общества, Нравственные волнения Константина Ле вина это всего лишь одна из форм изжи вания иллюзий. В том-то и дело, что для Толстого не только идейные поиски Ле вина, но и в не меньшей степени душев ные муки Анны, участь Долли, самодо вольство Кознышева, угрюмая непод купность художника Михайлова, все это, в своей совокупности, только и способно было воплотить всю сложность «перево ротившихся» обстоятельств, необходи мость разрыва с барской средой и обра щение к мужику, как единственному до стойному представителю нации. Левину казалось, что женитьба разре шит все вопросы, но счастливый семья нин, здоровый человек, он страшился са моубийства и прятал шнурок и охот ничье ружье, ибо, оказывается, мучил его главный вопрос — как жить, как от носиться к мужику. Неприятность «зам ка» романа и в том, что избегнувший са моубийства Левин приходит к выводу, что жить нужно «по правде», а обаятель ная Анна, освобожденная от забот «о мужике», убеждается в невозможности жить «по правде» и вынуждена поту шить свечу, «при которой она читала ис полненную тревог, обманов, горя и зла книгу»... 2 Из неотправленного Толстым письма к Н. Н. Страхову от 25 марта 1873 года мы узнаем еще об одном побудительном мотиве, вызвавшем рождение замысла «Анны Карениной». Толстой рассказал в письме, что он, взяв как-то томик Пуш кина, так увлекся отрывком «Гости съ е з жались на дачу», что невольно стал его продолжать, и в результате получился живо и горячо написанный роман. Характерно, что в первоначальных ва риантах будущая Анна Каренина назва на то именем излюбленной пушкинской героини — Татьяной, да еще Сергеев ной, то и фамилией самого автора «Ев гения Онегина». Известно, что даже об лику своей героини Толстой придал вне
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2