Сибирские огни, 1960, № 11
И пятидесятилетию со дня смерти Л. Н. ТОЛСТОГО А па т. Г о р е л о в ВЕЛИЧАЙШИЙ ХУДОЖНИК РОССИИ 1 Когда художнику Михайлову принесли визитные карточки посетителей, графа Вронского и Голенищева, он работал над фигурой человека, находящегося в при падке гнева. Художник нашел брошен ный им когда-то рисунок, бумага была испачкана и закапана стеарином. Но оказалось, что пятно стеарина давало че ловеку новую позу. И Михайлов с жаром продолжал работать, делая поправки, от кидывая то, что до этого скрывало фигу ру. Она' Вдруг возникла из случайного стеаринового пятна, и теперь, нанося по правки, он как бы снимал с фигуры скрывавшие ее покровы. Художник всю жизнь впитывает в се бя разрозненные впечатления действи тельности, элементы внешнего мира от печатываются в его сознании, чтоб в нужную минуту в том или ином виде вспыхнуть как искомое, как непреложно существующее и единственно возмож ное. Испытывая волнение перед встречей с важными посетителями, Михайлов ду мал о картине, которая стоит на моль берте. « ...У него в глубине души^было одно суждение — то, что подобной кар тины никто никогда не писал. Он не думал, чтобы картина его была лучше всех Рафаелевых, но он знал, что того, что он хотел передать и передал в этой картине, никто никогда не передавал». Вот почему, слушая суждения по по воду созданного им Христа, художник мрачно ответил: «Я не могу писать того Христа, которого у меня нет в душе». Совет постороннего человека худож ник воспринимает с живейшим раздра Все неправда, все ложь, все обман, все зло!.. Л е в Т о л с т о й . жением, как и суждение о том, что в ри- сунке сказывается «техника». Михайлов знает, что никакой механической способ ности писать быть не может. Он уверен, что «если бы малому ребенку или его кухарке также открылось то, что он ви дел , то и она сумела бы вылущить то, что она видит. А самый опытный и ис кусный живописец - техник одною механическою способностью не мог бы написать ничего, если бы ему не откры лись прежде границы содержания». Толстой видел в искусстве огромную нравственную силу, способную заражать людей. И тайна искусства в этой способ ности художника увидеть «границы со держания» и вылущить это единственное им зримое из всего случайного и мешаю щего. Михайлова раздражали попытки важ ного господина Внушать ему понятия об искусстве, ибо глубокомысленные рас суждения не имели никакого отношения к тому единственному, что было открыто нравственному видению художника, что хранилось уже в его душе и требовало воплощения. В романе Льва Толстого «Анна Каре нина» эпизод с художником Михайловым для развития сюжета как бы и не обяза телен. Но для нравственной атмосферы романа он представляет значение огром ное. Праздная нечистая жизнь людей привилегированного сословия аморальна, поэтому она чужда подлинному искусст ву с его высокими требованиями чисто ты и правды. Для выяснения эстетических сужде ний автора эпизод этот значение имеет чрезвычайное. Но в данном случае нас интересует соотношение этого эпизода с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2