Сибирские огни, 1960, № 11
ют в демонтированном виде. Хотя установка БУ -75БР , предназначенная для бурения скважин средней глубины, по конструкции может перевозиться на гусе ничных тележках ТК-40, но практически они для этого не пригодны, тем более в условиях Севера, на залесенной, болотистой почве. Как выйти из положения? Что делать? Эти вопросы встали перед коллекти вом буровой партии, когда, закончив испытание скважины, потребовалось пере двинуть буровую на новое место. Разобрать установку и перетаскивать ее частями? На это уйдет чуть ли не полмесяца. А затем нужно монтировать ее. Это отнимет месяц. Кто мог пойти на такую трату времени? Никто. Прибывший на буровую главный механик управления Константин Иванович Савин, живой, всегда куда-то спешащий, несколько порывистый человек, долго ходил около вышки, и, как заметил Владимир Владимирович Соболевский — главный инженер экспедиции, еще год назад работавший буровым мастером в MaJ лом Атлыме, что-то сосредоточенно набрасывал карандашом на клочках бумаги. — Можно, кажется, передвинуть вышку без демонтажа, — заметил Савин, явно рассчитывая на поддержку главного инж енера ,— Геннадий Александрович так же думает... В этот момент и подошел к буровой старший инженер партии Геннадий Александрович Махалин, высокий, худощавый, не по годам выдержанный моло дой человек, уроженец Юга, приехавший в Московский институт из Ферганской долины, да и поменявший жизнь в Узбекистане на не очень устроенную жизнь в верховьях Конды. — Смудрим, конечно, — по своему обыкновению чеканя и очень точно вы говаривая каждое слово, произнес Махалин. — Радировал в управление. Соглас ны на передвижку, но разрешения нет. Стало быть, на наш собственный риск, так как здесь пахнет ответственностью... — Понятно, — беззвучно засмеялся Владимир Владимирович, от чего за тряслись его полные щеки, — кто дерзает, тот и отвечает... Мне доводилось встречаться со многими главными инженерами предприятий и экспедиций. Одни предпочитали руководить, подобно администраторам. Появля лись в цехах и на буровых в тщательно отутюженных костюмах, молча проха живались, коротко отдавали распоряжения. Другие предпочитали осуществлять техническое руководство через подчиненных. Владимир Владимирович не походил ни на одного из встречавшихся мне главных инженеров. Виделась в нем прямо-та ки поразительная страсть самому лично копаться в машинах, возиться с механиз мами. И потому, приезжая в буровые партии, он прежде всего облачается в бре зентовую спецовку или в свою постоянную летного типа куртку на молниях, из рядно потертую, лоснящуюся от машинного масла. Его не надо искать в конторе. Он с рабочими, там, где действуют механизмы. Нужно — весь день возится со слесарным инструментом, требуется — станет за тормоз лебедки. Его увидишь и за рулем машины и за токарным станком. Оторвать Соболевского от «черной ра боты» почти невозможно. Всегда ли это хорошо — в данном случае не суть важ но. Но это качество Владимира Владимировича как нельзя кстати пришлось во время подготовки вышки к передвижению без демонтажа. Идея Константина Ивановича Савина пришлась Соболевскому по душе. — Перетащим, — сказал он, излазив вышку. — Используем тележку из-под трактора. Но выдержит ли такая тележка нагрузку? Ведь вес, прямо скажем, не маленький... Механик, инженеры приступили к расчетам. Они изобретали различные ва рианты подведения тележки и ее закрепления, определяли центр тяжести, скон струировали и изготовили узлы, крепления, рассчитали тяговые усилия тракторов во время передвижки буровой, составили схему действия трактористов. На подготовительные работы ушло четыре дня. И вышку начали передви гать. Первые десять метров она двигалась к специально прорубленной просеке десять часов. Обнаружилась необходимость усилить крепления, добиться пре дельно согласованных действий трактористов на оттяжке. И снова потащили бу 9 . « С и б и р с к и е о г н и » № 11.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2