Сибирские огни, 1960, № 11

ют в демонтированном виде. Хотя установка БУ -75БР , предназначенная для бурения скважин средней глубины, по конструкции может перевозиться на гусе­ ничных тележках ТК-40, но практически они для этого не пригодны, тем более в условиях Севера, на залесенной, болотистой почве. Как выйти из положения? Что делать? Эти вопросы встали перед коллекти­ вом буровой партии, когда, закончив испытание скважины, потребовалось пере­ двинуть буровую на новое место. Разобрать установку и перетаскивать ее частями? На это уйдет чуть ли не полмесяца. А затем нужно монтировать ее. Это отнимет месяц. Кто мог пойти на такую трату времени? Никто. Прибывший на буровую главный механик управления Константин Иванович Савин, живой, всегда куда-то спешащий, несколько порывистый человек, долго ходил около вышки, и, как заметил Владимир Владимирович Соболевский — главный инженер экспедиции, еще год назад работавший буровым мастером в MaJ лом Атлыме, что-то сосредоточенно набрасывал карандашом на клочках бумаги. — Можно, кажется, передвинуть вышку без демонтажа, — заметил Савин, явно рассчитывая на поддержку главного инж енера ,— Геннадий Александрович так же думает... В этот момент и подошел к буровой старший инженер партии Геннадий Александрович Махалин, высокий, худощавый, не по годам выдержанный моло­ дой человек, уроженец Юга, приехавший в Московский институт из Ферганской долины, да и поменявший жизнь в Узбекистане на не очень устроенную жизнь в верховьях Конды. — Смудрим, конечно, — по своему обыкновению чеканя и очень точно вы говаривая каждое слово, произнес Махалин. — Радировал в управление. Соглас­ ны на передвижку, но разрешения нет. Стало быть, на наш собственный риск, так как здесь пахнет ответственностью... — Понятно, — беззвучно засмеялся Владимир Владимирович, от чего за ­ тряслись его полные щеки, — кто дерзает, тот и отвечает... Мне доводилось встречаться со многими главными инженерами предприятий и экспедиций. Одни предпочитали руководить, подобно администраторам. Появля­ лись в цехах и на буровых в тщательно отутюженных костюмах, молча проха­ живались, коротко отдавали распоряжения. Другие предпочитали осуществлять техническое руководство через подчиненных. Владимир Владимирович не походил ни на одного из встречавшихся мне главных инженеров. Виделась в нем прямо-та­ ки поразительная страсть самому лично копаться в машинах, возиться с механиз­ мами. И потому, приезжая в буровые партии, он прежде всего облачается в бре­ зентовую спецовку или в свою постоянную летного типа куртку на молниях, из­ рядно потертую, лоснящуюся от машинного масла. Его не надо искать в конторе. Он с рабочими, там, где действуют механизмы. Нужно — весь день возится со слесарным инструментом, требуется — станет за тормоз лебедки. Его увидишь и за рулем машины и за токарным станком. Оторвать Соболевского от «черной ра­ боты» почти невозможно. Всегда ли это хорошо — в данном случае не суть важ­ но. Но это качество Владимира Владимировича как нельзя кстати пришлось во время подготовки вышки к передвижению без демонтажа. Идея Константина Ивановича Савина пришлась Соболевскому по душе. — Перетащим, — сказал он, излазив вышку. — Используем тележку из-под трактора. Но выдержит ли такая тележка нагрузку? Ведь вес, прямо скажем, не маленький... Механик, инженеры приступили к расчетам. Они изобретали различные ва­ рианты подведения тележки и ее закрепления, определяли центр тяжести, скон­ струировали и изготовили узлы, крепления, рассчитали тяговые усилия тракторов во время передвижки буровой, составили схему действия трактористов. На подготовительные работы ушло четыре дня. И вышку начали передви­ гать. Первые десять метров она двигалась к специально прорубленной просеке десять часов. Обнаружилась необходимость усилить крепления, добиться пре­ дельно согласованных действий трактористов на оттяжке. И снова потащили бу­ 9 . « С и б и р с к и е о г н и » № 11.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2