Сибирские огни, 1960, № 11
А сегодня — ливень. С рассвета грудились в небе суровые облака, космами рас ползаясь над вершинами деревьев. В такую пору приятно погрустить. Сидеть бы у окна, слушая, как шара хается ветер над крышей, смотреть, как швыряет он чуть тронутую желтизной листву и гонит, гонит ее потерянными корабликами по ручьям, вскипающим от дождя. И читать стихи, что-нибудь такое: О т г о в о р и л а р о щ а з о л о т а я Б е р е з о вы м , в е се лы м я зы ком , И ж у р а в л и , п е ч а л ь н о п р о л е т а я , У ж н е ж а л е ю т б о л ь ш е н и о к о м . . . Но для этого занятия у меня сейчас просто нет времени. Завтра к Выкатно- му, что в устье Конды, а потом на Тобольск уходит катер. С ним и хочу отпра вить это письмо — в ответ на полученное от тебя сегодня. Времени в обрез, а рассказать хотелось бы о многом. Я снова бывал в Нахрачах, на Беленгутских озерах , в охотничьих заимках, плавал по Юконде, ходил с рыбаками-манси на установку котцов — оригинальных запоров на реках для вылова рыбы. Таких ловушек нет нигде, кроме Конды. Жил в Ямках, в Половинке, в Урае, во многих других селениях. Три дня провел со старичком манси на безлюдном островке не вдалеке от Трех Конд — поселения, где разливается Конда петляющими рукава ми. А последние несколько дней — в Леушах, в Лиственничном. Что собой представляют Леуши? Старинное село на высоком берегу реки Аха . Отсюда, как с высоты птичьего полета, видно далеко окрест. Некогда в этом селе хозяйничали купчишки и крепкие кулаки. После промыслового сезона от правлялись они в мансийские юрты, в самые далекие уголки Кондии и, спаивая охотников, за бесценок приобретали меха. Здесь , в Леушах, находилась резиден ция попа-миссионера, приобщавшего инородцев к вере Христовой. Крещению ман си не противились. Иконки принимали с интересом, а к ритуалу, на скорую руку проводимому попом, относились с любопытством. Иконка в углу мансийской юрты возражений у шамана не вызывала. Так и уживалось у манси православие с ша манством, с поклонением медведю — сыну хозяина Верхнего Мира, или, еще рань ше, медведице, родившей, по представлению лесных людей, первую женщину. И бывало, что, поклонившись иконке, как наказывал поп, манси отправлялся шаманить... Теперь ничто не напоминает о прошлом. Разве что старая деревянная цер ковь. Впрочем, и она потеряла свой вид, будучи переоборудованной под кино театр. Леуши сегодня — центр сельского Совета и, как пояснил секретарь райкома партии Петр Евгеньевич Плесовских, — «по сути экономический центр всего района в отличие от административного — в Нахрачи». Село Нахрачи, бывшее в старину местом племенных празднеств, военных игр, совещаний вождей родов, тридцать шесть лет тому назад стало районным центром. Позже в селе возник рыбозавод, крупнейший в стране экстрактовароч ный комбинат. Сырья для него предостаточно: боры Кондии богаты клюквой и брусникой. М ежду прочим, нахрачинским клюквенным экстрактом снабжаются северяне, его вывозят на Сахалин, на Камчатку, им пользуются в Антарктике ки тобои флотилии «Слава». Но этим, собственно, и исчерпывается промышленность Нахрачей. Она раз вивается за сотни километров вверх по Конде. Многоотраслевая, перспективная. А село Нахрачи, оказавшееся в стороне от основных мест мощного развития промыш ленности и сельского хозяйства, мало-помалу теряет свое значение районного центра. Часть руководящих работников районных организаций почти безвыездно находится в Леушах и Лиственничном. Очевидно, наступило время перебазировки районного центра. И медлить с этим для пользы дела не стоит. Мы перестали удивляться тому, что на нашей земле свершается невероят ное. Привычным стало и то, что на острове Диксон, например, люди выращивают свежие овощи, и то, что в Нарыме плодоносят сады. Но, честное слово, нужно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2