Сибирские огни, 1960, № 10
ционные годы. Выходец из батрацкой семьи, Апполон Тороев сам с семи лет батрачил у хозяина. А душа рвалась к поэзии. Положительно сказалось знаком ство с замечательным знатоком улигеров Сысэрманом. С семнадцати лет А. То роев потерял зрение (упал на скачках с хозяйской лошади). Народная поэзия укрепляла его веру в жизнь. Искусст вом слова он стал полезен людям. С ра достью встретил народный певец рево люцию. Стал петь новые песни, слагать улигеры о новой жизни, о великом учи теле — Ленине. Но признавая талантливость А. Торое- ва и его удачи в- создании улигеров на советскую тематику, не следует ли все- таки поставить вопрос о судьбе улиге ров в бурятском фольклоре? Хотя устное эпическое творчество в Бурятии есть часть живого, бытующего фольклора, думается, пути развития этого вида уст ной поэзии будут те же, что в русской народной поэзии. С развитием литера туры, с освоением таких ее жанров, как роман, поэма, улигер, как устнопоэтиче ское произведение со своей спецификой возникновения, бытования, приемами ху дожественного выражения должен усту пить место этим жанрам, отдав им свои лучшие достижения. Он останемся как бережно хранимое культурное наследие. «Заметки о бурятской литературе» начинаются с постановки проблемы об отношении литературы к народному творчеству. «Нельзя понять возникнове ния бурятской поэзии, драматургии, про зы вне связи их с устным народным творчеством», — справедливо замечает автор. Анализ проблемы приводит исследо вателя к ряду практических советов пи сателям, использующим мотивы или при емы народной поэзии. Так, отмечается ряд промахов драматургов, например, включение в либретто оперы «Энхэ Бу лат батор» Н. Балдано исторических пе сен разных эпох, разрушающих истори ческую конкретность образов и эпизо дов. Как на основной недостаток бурят ской прозы автор обращает внимание писателей на слабые психологические ха рактеристики героев, примитивные опи сания душевных столкновений, пережи ваний, настроений. А. Уланов советует им обратиться к изучению народной ли рики, ибо «в лирических бурятских пес нях изображаются тончайшие пережи вания, переливы души, настроения». Характеризуя в своих заметках бурят скую прозу, А. Уланов показывает так же необходимость для бурятских писате лей овладения лучшими достижениями русской советской литературы. Статья «Образ Доржи Банзарова в ху дожественной литературе» относится к числу лучших работ в сборнике. Поста вив частную задачу — показать, как от ражен в литературе образ любимого на родом первого ученого-бурята Доржю Банзарова, — А. Уланов детально про анализировал произведения об этом> герое. Отдавая должное описанию А. В. По таниной как первой попытке нарисовать, образ Доржи, автор статьи показывает, что у А. В. Потаниной «идиллических,, не глубоких зарисовок в очерке много, они создают неверную картину жизни, бурят». Таким описаниям противопостав ляется реалистическое изображение- героя в романе Ч. Цыдендамбаева. «Доржи, сын Банзара». Правдивое худо жественное изображение обеспечило про изведению большую популярность. Соглашаясь с общей отрицательной оценкой пьесы А. Маляревского «Доржи Банзаров», впервые напечатанной в 1935 году, А. Уланов считает, что не достатки ее «легко устранимы», и сове тует драматургу вернуться к этой пьесе, так как в ней верно воссоздан образ; главного героя. Неудачна последняя статья сборника. Известное изречение Козьмы Пруткова о том, что нельзя объять необъятное, не вольно вспоминается при чтении этой) статьи. На двадцати четырех страницах А. Уланов пытается изложить всю исто рию бурятской литературы, охарактери зовать все ее виды и жанры. Не забыта и детская литература, затронуты и проб лемы перевода. Правда, в конце статьи автор предупреждает, что она носит лишь справочный характер, где он «старался упомянуть все более или менее заметные- произведения бурятских писателей и кратко охарактеризовать лишь отдель ные крупные произведения». Но это не спасает статью. Одну и ту же тему мож но изложить с разной степенью полноты и глубины. И не в количестве страниц, дело. Просчет автора в другом. Уж коли он взялся характеризовать весь путь раз вития бурятской литературы, то обязан при любом объеме статьи выделить, основные проблемы, наметить направ ляющие вехи, а не давать перечень имен, названий, фактов. Что может быть, на пример, важнее прослеживания путей становления социалистического реализ ма в советской литературе? В статье же вопрос о социалистическом реализме, можно сказать, и не поднимается. За последнее время литературоведы Бурятии создали целый ряд исследова ний о национальном фольклоре и лите ратуре. Сборник статей А. Уланова, не смотря на отмеченные в нем недочеты, стоит в ряду этих положительных явле ний в развитии бурятского литературове дения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2