Сибирские огни, 1960, № 10
Это видение танков «в поте и пыли», .■уставших от работы, мечта о танковой роте на пахоте лучше всего говорит о ■сокровенных думах тружеников, став ших воинами для защиты родной земли, о тяге к мирному труду, что всегда жи вет в душе простого человека. И таких емких деталей в книге много. Сборник Решетникова завершается ли рическими стихами, объединенными в разделе «Верность». Прозрачные чистые слова о любви и верности, о разлуках и встречах, о род ной природе, согретой взглядом челове ка, влюбленного в земную красоту — как по-новому звучат они, когда одухо творены искренним чувством и когда .лежит на них отпечаток индивидуально сти поэта! ’ Очень хороши переводы венгерских народных песен, включенные в этот раз дел , — об этом можно судить по тому, что воспринимаешь их не как более или менее точное воспроизведение оригина ла, а как факт русской поэзии, откры вающей для русского читателя душу другого народа. Разумеется, можно найти и недостат ки в книге JI. Решетникова. И все же о них вряд ли стоит говорить — не они определяют главное, что, несомненно, есть в сборнике «Сирень и порох», и что найдет дорогу к сердцу читателя. ‘Н. Н а р г а п о п о в ИССЛЕДОВАНИЕ О ПОЭТИЧЕСКО/Ч HCKVCCTBF БУРЯТСКОГО ИАРОДА Т о т , кто обратится к книге А. Ула- * нова «Бурятский фольклор и .литература» ', найдет в ней немало цен ных сведений о поэтическом искусстве бурят. В книге собраны статьи, написан ные в 1953— 1958 годах и для отдельно го издания мало переработанные. И это в какой-то мере предопределило как ее достоинства, так и недостатки. В статьях, близких по теме, нередко повторяются мысли и факты, некоторые вопросы из лагаются конспективно. Наиболее интересными в сборнике оказались статьи по фольклору. Все до стижения советской фольклористики 1 А. У л а н о в . Бурятский фольклор и ли тература . Бурятское книжное издательство. ^Улан-Удэ, 1959. умело применены к изучению бурятско го устного поэтического творчества. Автор подробно говорит о генезисе бу рятского эпоса, анализирует его содер жание. Он делает обоснованный вывод о времени возникновения улигеров и де лении их на группы, подчеркивает, что у бурят не было придворных улигерши- нов (сказителей), идеи и чувства аратов были господствующими в героическом эпосе бурят. Поэтому поздние наслое ния, в которых чувствуется сознатель ная обработка со стороны лам и ноёнов, не меняет существа народного эпоса. А. Уланов справедливо говорит о рас цвете устной народной Поэзии бурят в советское время и, опираясь на примеры из фольклора наших дней, особенно на песенное творчество бурят, подвергает критике нигилистические идеи Н. Леон тьева, утверждавшего, что никакого со ветского народного творчества как само стоятельного вида искусства не сущест вует («Новый мир», 1953, № 8 ). К сожалению, в первой статье, претен дующей по названию на охват всех важ нейших явлений бурятской устной поэ зии, бегло сказано о бурятских истори ческих песнях, только упомянуты песни лирические, а такой интересный и свое образный жанр бурятского фольклора, каким является ю р о л (благопожела- ние), даже не назван. Следующие четыре статьи посвящены , вопросам изучения героического эпоса бурят. Автор исследует конкретные ули- геры (сказания) о Гэсэре, на основе чего приходит к неопровержимому выводу о народном характере эпоса, что, как из вестно, совсем недавно оспаривалось. «Гэсэр» объявлялся ханским, антинарод ным эпосом, а его защитников называли буржуазными националистами. В статье «Бурятское советское народ но-поэтическое творчество» анализирует ся только песенное творчество бурят по слереволюционной эпохи, и своего на звания статья не оправдывает, так как о других жанрах советского фольклора, о бытовании и судьбе традиционного устного поэтического творчества гово рится мало и бегло. Например, новые сказки только названы, о создании но вых пословиц и поговорок лишь упомя нуто и ни одной новой пословицы не при ведено. Но жанр песни охарактеризован полно. Подчеркнуто тематическое разно образие новых песен, прослежено то но вое, что отличает бурятские народные песни наших дней от дореволюционных как в идейном содержании, так и в при емах художественного изображения (при ем противопоставления нового старо му, появление ёхорных— игровых песен, частушек и т. д.). «Певец народа» — так озаглавлена статья об А. Тороеве, уважаемом в Бу рятии улигершине (сказителе). А. Ула нов рассказывает о трудной жизни та лантливого народного певца в дореволю
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2