Сибирские огни, 1960, № 10

Это видение танков «в поте и пыли», .■уставших от работы, мечта о танковой роте на пахоте лучше всего говорит о ■сокровенных думах тружеников, став­ ших воинами для защиты родной земли, о тяге к мирному труду, что всегда жи­ вет в душе простого человека. И таких емких деталей в книге много. Сборник Решетникова завершается ли­ рическими стихами, объединенными в разделе «Верность». Прозрачные чистые слова о любви и верности, о разлуках и встречах, о род­ ной природе, согретой взглядом челове­ ка, влюбленного в земную красоту — как по-новому звучат они, когда одухо­ творены искренним чувством и когда .лежит на них отпечаток индивидуально­ сти поэта! ’ Очень хороши переводы венгерских народных песен, включенные в этот раз­ дел , — об этом можно судить по тому, что воспринимаешь их не как более или менее точное воспроизведение оригина­ ла, а как факт русской поэзии, откры­ вающей для русского читателя душу другого народа. Разумеется, можно найти и недостат­ ки в книге JI. Решетникова. И все же о них вряд ли стоит говорить — не они определяют главное, что, несомненно, есть в сборнике «Сирень и порох», и что найдет дорогу к сердцу читателя. ‘Н. Н а р г а п о п о в ИССЛЕДОВАНИЕ О ПОЭТИЧЕСКО/Ч HCKVCCTBF БУРЯТСКОГО ИАРОДА Т о т , кто обратится к книге А. Ула- * нова «Бурятский фольклор и .литература» ', найдет в ней немало цен­ ных сведений о поэтическом искусстве бурят. В книге собраны статьи, написан­ ные в 1953— 1958 годах и для отдельно­ го издания мало переработанные. И это в какой-то мере предопределило как ее достоинства, так и недостатки. В статьях, близких по теме, нередко повторяются мысли и факты, некоторые вопросы из­ лагаются конспективно. Наиболее интересными в сборнике оказались статьи по фольклору. Все до­ стижения советской фольклористики 1 А. У л а н о в . Бурятский фольклор и ли ­ тература . Бурятское книжное издательство. ^Улан-Удэ, 1959. умело применены к изучению бурятско­ го устного поэтического творчества. Автор подробно говорит о генезисе бу­ рятского эпоса, анализирует его содер­ жание. Он делает обоснованный вывод о времени возникновения улигеров и де­ лении их на группы, подчеркивает, что у бурят не было придворных улигерши- нов (сказителей), идеи и чувства аратов были господствующими в героическом эпосе бурят. Поэтому поздние наслое­ ния, в которых чувствуется сознатель­ ная обработка со стороны лам и ноёнов, не меняет существа народного эпоса. А. Уланов справедливо говорит о рас­ цвете устной народной Поэзии бурят в советское время и, опираясь на примеры из фольклора наших дней, особенно на песенное творчество бурят, подвергает критике нигилистические идеи Н. Леон­ тьева, утверждавшего, что никакого со­ ветского народного творчества как само­ стоятельного вида искусства не сущест­ вует («Новый мир», 1953, № 8 ). К сожалению, в первой статье, претен­ дующей по названию на охват всех важ­ нейших явлений бурятской устной поэ­ зии, бегло сказано о бурятских истори­ ческих песнях, только упомянуты песни лирические, а такой интересный и свое­ образный жанр бурятского фольклора, каким является ю р о л (благопожела- ние), даже не назван. Следующие четыре статьи посвящены , вопросам изучения героического эпоса бурят. Автор исследует конкретные ули- геры (сказания) о Гэсэре, на основе чего приходит к неопровержимому выводу о народном характере эпоса, что, как из­ вестно, совсем недавно оспаривалось. «Гэсэр» объявлялся ханским, антинарод­ ным эпосом, а его защитников называли буржуазными националистами. В статье «Бурятское советское народ­ но-поэтическое творчество» анализирует­ ся только песенное творчество бурят по­ слереволюционной эпохи, и своего на­ звания статья не оправдывает, так как о других жанрах советского фольклора, о бытовании и судьбе традиционного устного поэтического творчества гово­ рится мало и бегло. Например, новые сказки только названы, о создании но­ вых пословиц и поговорок лишь упомя­ нуто и ни одной новой пословицы не при­ ведено. Но жанр песни охарактеризован полно. Подчеркнуто тематическое разно­ образие новых песен, прослежено то но­ вое, что отличает бурятские народные песни наших дней от дореволюционных как в идейном содержании, так и в при­ емах художественного изображения (при­ ем противопоставления нового старо­ му, появление ёхорных— игровых песен, частушек и т. д.). «Певец народа» — так озаглавлена статья об А. Тороеве, уважаемом в Бу­ рятии улигершине (сказителе). А. Ула­ нов рассказывает о трудной жизни та­ лантливого народного певца в дореволю­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2