Сибирские огни, 1960, № 10
грузина Гоги Чачвадзе, а заодно и директора совхоза, знатока земледе лия: — Даже мужик в стародавние време на... убирал свою десятину раздельно. Скосит ржицу, когда она еще не поспе ла, в рядки положит, потом в копны кла дет, а уж затем молотит. Народный опыт в основе раздельной уборки... Его дополняет агроном Иван Прохо рович: — У мужика техники не было. Выла бы техника, он бы не клал копны... Вот в том-то и дело, что в Северном Казахстане и соседней с ним Западной ■Сибири крестьяне никогда не клали хлеба в копны. Омар вырос где-то неподалеку от Горько-Пресновской казачьей линии, и он мог видеть, как сеяли и убирали хлеб здешние земледельцы. Во-первых, в сте пях не сеяли — и по природным усло- ;Виям не могли сеять — ржицы; во-вто рых, в тех районах Зауралья, где рожь ■сеяли, ее никогда не косили,' чтобы сложить в какие-то рядки, а жали сер пами: в-третьих, в этих местах не знали, что такое копны на полях (в копны скла дывали только сено на лугах), а снопы пшеницы и овса ставили в суслоны. Так же поступали бы и с рожью, если бы она произрастала. Иногда изображение подменяется не внятным сообщением: «долговязый па рень восточного типа (?!) в спортивном костюме», «прокричала и тут же замолк ла ночная птица (?)». Эта неизвестная птица появляется еще раз: «Ночная птица черной тенью пронеслась над до мом». Во всем этом сказалось поверх ностное знакомство с природой края. Автор — опытный романист, но он довольно часто прибегает к общим фра зам и штампам: «хлеба стояли тучные, радуя глаз», «Ольга кричала дурным голосом», «то, что он увидел в степи... произвело на него сильное впечатление», «отдельные неровности почвы служили надежным ориентиром», «могучий бело бородый старец, его медлительная речь произвели на молодежь сильное впечат ление», «Ким наказал своему заместите лю Сеннову быстрее покончить с недо делками» и т. д. Автор отдал роману три года, но труд его пока что выглядит не завершенным. В интересах долголетия жизни романа хочется посоветовать автору вернуться к тексту своего произведения при подго товке отдельного издания. Это следова ло бы сделать ради живых, сильных и ярких образов Кирилла Пересветова, Пети Перепелочкина, «организатора коммунистического товарищества», Вали Сочневой и Зины Мурашко, которые мо гут служить примерами для подража ния в трудовом подвиге, в любви к ро дине и в светлом устремлении в буду щее. Ю. М о с т к о в СЛОВО ПОЭТА О т о было в дни ожесточенных боев под Ржевом. Под вечер, когда наступило короткое затишье, повар в термосе принес в траншею обед. Он же принес и почту. Вместе с газетами к нам попала маленькая книжечка. Когда га зеты были прочитаны, кто-то раскрыл книжечку. В ней мы нашли стихи А. Суркова, М. Матусовского и несколь ко стихотворений автора, фамилию кото рого видели впервые. До сих пор помню простые непритяза тельные, но удивительно искренние строки: Бои, бои... и день, и год Ветра, походы и сугробы... Стихотворение запомнилось до конца войны. А фамилию автора я забыл, помню только, что написал его красно армеец. Спустя много лет разговорился я с подполковником Леонидом Васильевичем Решетниковым о стихах, о том, как нуж ны они были,в суровое военное время. Говорили и о том, что война вызвала к жизни многие поэтические таланты. — Жаль только, .— заметил я, — что многие поэты не допели своей пес ни — ее оборвала война. До сих пор помню стихи одного красноармейца. Жив он сейчас, нет ли — кто знает! Я прочел стихи по памяти. — Этот красноармеец жив, — сказал мне Л. Решетников. — Был дважды ра нен, но жив. — Откуда вы знаете? — Вы это тоже знаете, — улыбнул ся он. — Только красноармеец этот стал подполковником. Так я вторично познакомился с Лео нидом Решетниковым — автором сти хотворения, которое долгие годы было моим фронтовым спутником. И вот передо мною — последняя кни га поэта — сборник «Сирень и порох» >. Почти два десятка лет отделяют то па мятное стихотворение от включенных в новую книгу. Как в чертах взрослого че ловека можно угадать черты ребенка, так и в стихах «взрослого» Л. Решетни кова чувствуешь обогащенный опытом и мастерством талант юноши-красноар мейца. По предыдущим сборникам мы знали Л. Решетникова преимущественно как ‘ Л е о н и д Р е ш е т н и к о в . Сирень и порох. Стихи. Новосибирск. Кн. изд., 1960.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2