Сибирские огни, 1960, № 10
ступить ей, на что решиться: делать по чти безнадежную операцию или не де лать, вернуться к любимому человеку или не возвращаться? «Помогите мне са мой стать доброй!» — просит она Балу ева, потому что поверила вщедрость его сердца, в его способность помочь, дове рилась ему в самом сокровенном. Очень цейного для производства рабочего Балу ев, превысив власть, уволил за то, что тот начал настойчиво ухаживать за чу жой женой. Балуев сам согласен: садми- нистрировал! Но выступил старый рабо чий Петухов: — Ничего, товарищ Балуев, не садми- нистрировал. Человек брак допустил или мотор запорол — чепе? Администрация что — обязана взыскать! А если жизнь человеку портят, администрация ни при чем? Так, что ли? Мы не только, соглас но расписанию семилетнего плана, маги стральный газопровод кладем — мате риальную базу коммунизма, но и сами должны ему соответствовать личными качествами. Я за поддержку приказа администрации... Советский человек — существо священное, и мы обязаны его оберегать всеми имеющимися в наличии средствами». А как сложны, интересны и поучитель ны отношения Балуева к молодежи, ко торую он «тащит» за собой, учит и вос питывает, как тонко и незаметно умеет внушить он необходимые ему мысли всему коллективу, который, конечно же, живет в повести тоже как главное дейст вующее лицо! Как абсолютно беско рыстен Балуев, когда дело касается за щиты интересов коллектива, как постоян но печется он о его настроении, состоянии, о единстве его устремлений, убежденный, что руководитель — не повелитель, а нечто гораздо более важное и значитель ное. Как, наконец, красивы, хотя и не легки, семейные отношения Балуева, как справедливы мысли его о нравствен ном и безнравственном в человеке, как заразительно его стремление непрерыв но увеличивать свою «общественную» ду шевную нагрузку, чтоб «жить на свете всем было бы еще приятнее». Увлеченный рассматриванием прекрас ного в Балуеве и его товарищах, В. Ко жевников не замечает героев, так ска зать, «чисто отрицательных». Балуев таких людей немедленно увольняет из своего коллектива, не дает им развер нуться. «Уволил» их из своей повести и В. Кожевников. В повести нет теперь уже традиционного столкновения между отрицательным и положительным, как основы развития сюжета, нет в этом смысле острого конфликта. Зато в по вести есть трудно распознаваемое, часто невидимое, но не менее острое, как бы сказать поточнее, «сопротивление мате риала», что ли, материала не только строительного, но и человеческого. Да, «сопротивляется» многотонная туша дрюкера, нелегко ее сдвинуть с ме ста и протащить, «сопротивляется» бо лото и погодка, ставшая вдруг мерзко слякотной, расквасившей и без того зыб кое, вязкое болото. А тут еще плывун обнаружился! Нелегко сражаться валуев скому коллективу со стихийными сила ми природы. Но кроме того, «сопротив ляется» еще и человек и по самым раз нообразнейшим причинам. В условиях огромного строительства, осуществляемого социалистическим об ществом, что-либо построить быстро и качественно можно лишь тогда, когда сам строитель ясно понимает, что он де лает и для чего, когда он испытывает вы сокий душевный подъем и когда считает себя необходимой частью организованно го единой волей советского коллектива. Надо полагать, что ни приказами, ни общими призывами, даже пламенными, этого от каждого человека не добьешься, хотя бы потому, что не рождается чело век коммунистом; даже в нашем общест ве совершенный человек не появляется в готовеньком виде. Необходимо осно вательное изучение всех особенностей советского человека, глубокое проникно вение — тонкое, осторожное, любов ное — в его характер, в специфические индивидуальные условия его жизни, вос питание его заразительным личным при мером. Балуев сделал это и обнаружил миллион острейших конфликтов, которые мы подчас не замечаем или не придаем им значения по кажущейся их мелкоте. Балуев страстно, по-партийному вмеши вался в разрешение «малых, личных и «больших», общественных конфликтов, не видя между ними непроходимой про пасти, и тем самым поднимал людей на новую ступень их развития, на новую ступень их служения обществу, и сам поднимался, становился руководителем масс высшего коммунистического типа. В современных условиях любым про явлениям собственничества и эгоизма, себялюбия, лжи и лени Балуев дает вели колепно организованный и нещадный от пор. Его позиция предельно ясна, дейст венна и всегда конфликтна: за прекрас ное в человеке надо бороться! Повесть В. Кожевникова как-то очень органично наполнена тем воодушевлени ем, тем пафосом созидания, которым жи вет сейчас вся наша страна. У этой взволнованной и волнующей книги могут быть и ярые противники, только равно душных к ней быть не может.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2