Сибирские огни, 1960, № 10
предельно просто и ясно и до того .ю- детски чисто и наивно, что Балуев вы нужден был однажды сказать ей: «Бере ги ты в себе женское достоинство». Виктор Зайцев — комсорг; ревностно выполняя свою должность, он скучно на зидателен, любит произносить выспрен ные казенно-книжные речи, многие труд но разрешимые вопросы человеческих взаимоотношений он понимает примитив но, но все же рано или поздно добира ется до их сути, потому что кристально правдив, скромен, всегда готов на по двиг, и забота о человеке ближнем ста ла органическим свойством его натуры. Когда недолюбливавший этого «правиль- ника» Лупанин зло бросил: «Ну, что, че рез трубу пролез в члены бюро райкома комсомола, в кабинете теперь сидеть бу дешь?» — Зайцев, растерянно улы баясь, ответил мягко: «Конечно, ты у нас самый сильный и мог бы быстрее, чем я, сквозь трубу проползти. А я плохо лез, и от этого все волновались и тоже туда полезли». Лупанину сразу стало стыдно и оттого, что он это сказал, и оттого, что понял: о себе сказать так же, как Зай цев, он ни при каких обстоятельствах не смог бы. Не менее сложен и интересен по ха рактеру сварщик Борис Шпаковский, именно сложен, а не просто «состоя щий из плохого и хорошего». Он высоко мерен, с людьми холодно вежлив, тща тельно бережет себя от лишних забот и беспокойств, у него непомерно развито профессиональное тщеславие; переписы ваясь с самим академиком Патоном, он искренне считал, что делает ему одол жение, у него «надменно прищуренный рот», «белые чванливые глаза мрамор ного изваяния», словом, «высокомерный характер его никому не нравится». Но работа Шпаковского вызывает у всех чувство восторженного, благоговейного восхищения. Знаменитый сварщик Босо ногое, осмотрев шов Шпаковского, убеж денно сказал: «Музейный шов. Такую вещь выставлять надо, как произведе ние». Оказывается, бережет себя Шпа ковский и холодно вежлив со всеми, от того что не желает расстраиваться, так как, по его мнению, «любое волнение сказывается на шве сварки». От водки отказался даже после невольного купа ния в ледяной воде — ведь завтра ему снова варить, потому он «не имеет пра ва расслаблять нервную систему». Шпа ковский отказался от выгод автоматиче ской сварни — там он мог бы зарабаты вать в два-три раза больше — ему нра вится работать там, «где каждый шов решает успех труда многих людей и должен быть сделан с виртуозной тща тельностью». Шпаковский первым сумел сварить стыки труб без подкладных колец, хотя и не разобрался сразу, что массовое внедрение этого метода сварки даст ты сячетонную экономию металла. Вот этот надменный красавец, «задавака», лю бивший повторять: «Я всегда был чужд скромности», выдающийся мастер, никог да не делавший брака, в душе у себя обнаружил брак. Как же ему было тя гостно признаться, что Пеночкина, на клеветавшая на себя, только чтоб уте шить Шпаковского (в его шве вдруг об наружена трещина!) во сто крат лучше его! Ведь он самому себе не смог бы признаться ни в чем подобном. Беспо щадно казнит он себя за то, что не су мел понять общую выгоду открытого им нового метода сварки, подошел к де лу, как кустарь-одиночка, а не как ком мунист. Когда же выяснилось, что ис точник брака подкладное кольцо, а шов его был, как всегда, безупречен, Шпаков ский сначала смеялся от радости, а по том заплакал. Такие страсти бушуют в этом «холодном» и «спокойном» челове ке, так стремится он к большому внут реннему совершенству. В. Кожевников напомнил нам и о го дах Отечественной войны. Это краткий экскурс в ■военную биографию Балу ева. И вся она до краев наполнена «встречами» с людьми, в не малой сте пени определившими развитие характера Балуева. Что ни человек — такая в нем красота самоотвержения, красота подви га, красота любви к людям, что у Балуе ва дух захватывало. Здесь и жена его, научный работник Евдокия Михайловна, которая бережно через всю жизнь пронесет в себе чисто ту, молодую энергию, неукротимость и прямоту Дуськи-арматурщицы, и девят надцатилетний сварщик Босоногов. ко торый, не имея замены, будет продол жать работать, готовя себя к неминуе мой слепоте, здесь и солдат Егоров, за крывший собою 1 Балуева, и щуплый, согбенный, но не сгибаемый старик Петухов и многие другие, включая само го Балуева, которые, работая в тылу до изнеможения, до смерти, все-таки «сты дились, что здесь их не убивали». Что же сделало их прекрасными? Чем они вызывают наше восхищение? Любо вью к труду, любовью к человеку, тем, что воюют они и трудятся во имя его блага. В. Кожевников написал повесть о ра бочем классе. Естественно, что поэти зация труда, раскрытие роли его в фор мировании новых качеств человека за нимает в ней главенствующее место. Кого бы мы ни взяли из героев повести— Шпаковского или Лупанина, Леноч кину или Подгорную, Марченко или Балуева — лучшие качества в них опре деляются их отношением к труду. Это для каждого из них своеобразное мери ло и достоинств, и человечности. «Если у человека' отсутствует пра вильное понятие о труде, нет любви к труду, — плохое идет от этого: и не уважение к другому человеку, и стяжа тельство, и вместо ума —1 хитрость». —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2