Сибирские огни, 1960, № 10
Н . Я Н О В С К И Й Лю ди с т е л о й ж и з н и «Люди смелой жизни! Они делают ее лучше, и лучше становится человек с каждым днем. Все свободнее и явствен нее проявляется особенность каждого в неохватной широте жизни, и нет меры душевного роста человека, разве что ме рить его космическими ракетами», — такими увидел советских людей Вадим Кожевников в своем новом произведении «Знакомьтесь, Балуев». Он написал о том, что действительно увидел. Но могут ведь сказать, что та кие люди и тоже с безмерным душевным ростом были во все времена и во все эпохи, что называя их «людьми смелой жизни» В. Кожевников, по существу, не делает открытия. В. Ажаев, напри мер, в романе «Далеко от Москвы» изо бразил таких же людей и назвал их с большей определенностью — людьми, которые «могут делать невозможное». Если к этому присовокупить явную, может быть, невольную зависимость тона всей повести от прозы М. Горького, если отметить легко обнаруживаемое однооб разие в выборе языковых и стилистиче ских средств — ну, сами посудите, дев чушка Пеночкина говорит: «Просто не возможно сказать, который из них луч ше»: и убеленный сединами, участник Отечественной войны Безуглов тоже про износит: «Это же невозможно сказать, как остервенеем»: та же Пеночкина со всей непосредственностью своей натуры вопрошает: «А Марченко, знаешь, поче му мне ужасно нравится?» — и другая, противоположная по характеру девушка совсем в духе Пеночкиной утверждает: «Он мне ужасно нравится!» — а затем и не в последний раз и все в той же инто нации тракторист Мехов скажет: «Я же за свое дитя очень ужасным могу стать», — если к этому прибавить еще и увлечение автора техническими словами и выкладками, его стремление попросту многое разъяснить в публицистических отступлениях, то, по выражению самого В. Кожевникова, «вежливая научная рас права» над повестью может быть учине на по всем правилам современных дости жений нашей критики. И вот когда я по думал обо всем этом, когда я убедился, что нечто подобное может произойти, я немедленно решил допустить в свою ре цензию НЕМНОЖКО ЛИРИКИ Хорошо, — сказал я себе, .— предпо ложим, что все это так и есть. Но по чему же я так взволнован, почему мне так интересен этот Балуев, почему мне захотелось хотя бы в малой степени по ходить на него, почему я уверен, что Балуев, с которым я теперь так близко познакомился, живет где-то рядом, поче му он реален для меня, как реальны для всех нас Чапаев или Корчагин, Мересь- ев или молодогвардейцы, Батманов или Воропаев? Почему я пожалел, что рань ше так же близко не познакомился с ним, не пригляделся к нему? На эти вопросы нелегко ответить. Может, потому что В. Кожевников «ярко нарисовал выразительный образ нашего современника»? Может, потому, что он «создал типический характер героя на шего времени»? Не хочу спорить, может быть, и так. Но это же все равно, что ничего не сказать! И не только потому, что я употребил нарочито стертые слова, а потому, что они даже более изысканно подобранные в такого рода холодных конструкциях не способны передать на ших истинных чувств и мыслей, далеких и близких, но живых для меня и жгущих, побуждающих к действию ассоциаций, вызванных этой книгой. А ведь только это имеет цену, когда мы говорим о силе воздействия на нас произведений искус ства! Кстати об ассоциациях. Чапаева я, на пример, увидел задолго до того, как прочитал знаменитую книгу Фурманова В мире моего детства по соседству с род ным домом жил добрый и общительный с детьми человек с сабельным ударом на 1 2 . «Сибирские огни» № 10.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2