Сибирские огни, 1960, № 10
бога, а мама — из-за мальчишек. Но я все равно вступлю», — прелесть интим ности всей этой главы будет утрачена. Сколько знаем мы патетических стихов, безупречных по чувству, по решимости автора продемонстрировать свою безу словную преданность высоким идеям времени. Но их громокипящий пафос беспокоит наше эстетическое чувство, как чрезмерно громкий голос под сво дами храма, вызывая грохочущее эхо, пугает нас и раздражает наши барабан ные перепонки. Но в том же храме или в сумрачной пещере чуть-чуть произне сенное слово вдруг обретает проникно венную, таинственную и чем-то пленяю щую нас значительность. Вот почему клятва, данная полудетской душой под рыдающий гул заводских гудков, среди прозаических, заснеженных дровяных сарайчиков, клятва, преодолевающая всего лишь опасения бабушки и мамы, воспринимается как проявление подлин ного величия души, как ее взлет на всю жизнь: на страдание, борьбу, геройство. Из полудетского ощущения, что «меня отдельно нет», и возникла в дальнейшем слитность со своим временем, с борю щимся народом, партией Ленина. «Не умом — всем существом, всей плотью и духом я поняла, что д а л а к л я т в у , что не смогу ее нарушить, потому что с момента этой клятвы началась у меня совсем новая жизнь, и отказаться от нее — это значит, перестать жить...» Вот этими целомудренными словами по существу и заканчивается эстетиче ская логика главы о Ленине и о себе: нарушить клятву — значит «перестать жить». Но такова сила привычки, что даже такой тонкий художник, как Ольга Берггольц, побоялась, что клятва, пре одолевающая всего лишь опасения каса тельно бога и мальчишек, прозвучит не достаточно серьезно, и она заканчивает чудесную главу лобовым признанием: «...И это дает мне до сих пор силы, не смотря ни на какие горести, жить полно ценно, жить всем существом—эта вера в то, что я не нарушила своей давней, от роческой клятвы, сознание, что я при надлежу к Партии, сплавленной именем Ленина...» Но об этом-то, с такой подкупающей искренностью и поэтической силой, и сказано во всех предыдущих и последую щих эпизодах, — не просто словами, не одними лишь заверениями. Как хорошо сказал некогда Ромэн Роллан, что вуль гарные льстецы говорят без труда, но человек, который любит, с трудом раз- жимает зубы, чтоб сознаться в своей любви. Писательница закончила главку «Ле нин» словами безупречной правды, но голос зазвучал чуть громче необходи мого, и прокатившееся эхо несколько нарушило поэтическое целомудрие ми нуты. Но в том-то и дело, что в этих как будто безупречных словах все же звучит диссонирующая нотка. Ведь мы только что слыхали, что отказаться от клятвы— «это значит перестать жить», ибо нет и не может быть трещины, прошедшей сквозь сердце, н е т ж е р т в ы , нет слу жения кому-то и чему-то, ибо сущест вует одно-единственное органическое и нерушимое единство со всеобщей народ ной жизнью. Но откуда тогда слова: «И это дает мне до сих пор силы, несмотря ни на какие горести...»? В поразительно личной книге «Днев ные звезды» нас подкупает и покоряет именно способность автора с л и т ь с я со временем, с процессом бытия. Тут личное начало расширено до всеобщего и слито с ним в единстве нашей сегод няшней исторической конкретности. Ав тор и сам говорил об этом в своих, рассуждениях о Главной книге: «Глав ная книга должна достичь той вершины зрелости, на которой писатель работает с полной и отрадной внутренней свобо дой и бесстрашием, безоговорочно дове ряя себе, на виду у всех и наедине с собой; когда единственной его заботой остается забота о том, чтобы вся жизнь, и его, и всеобщая, смогла предстать не в случайных эпизодах, а в целом, то есть — в сущности своей; не в частной правде отдельного события, а в ведущей правде истории». Да ведь это и конкретно-историческое добавление к формуле Герцена, призна вавшего способность истории отразиться в человеке, с л у ч а й н о попавшемся на ее дороге. «Внутренняя свобода» совет ского художника достигается самой исто рической возможностью слиться с дейст вительностью в е е в е д у щ е й п р а в - д е. Вот почему в риторической фразе Ольга Берггольц согрешила неожидан ным оборотом, «несмотря ни на какие горести», тогда как вся система ее ху дожественных образов начисто лишена и проблеска жертвенного противопостав ления человека и истории. Наоборот, поэтическое обаяние книги, ее главный талант — в раскрытии е д и н с т в а че ловека и народа, в раскрытии с л и т н о с т и человека и его времени. Тут все — мо е ! Мое — волшебное пуш кинское стихотворение про зиму; «все про меня!» — в стихах Лермонтова; в заводских гудках, прощающихся с Лени ным, «я вся — только этот общий все поглощающий вопль»; ну а корноухий колокол — народный бунтарь, борец и страдалец, некогда сброшенный в Угли че с колокольни, наказанный плетьми и сосланный в Сибирь за обращение к на роду, — какое он имеет отношение к автору «Дневных звезд»? Вот какое: «...я встала под колокол и с силой дернула за веревку. И он за пел и загудел над моей головой, как т о г д а , но звук этот для меня все-таки был полон теперь новой силы и нового значения: это был голос, предупреждаю
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2