Сибирские огни, 1960, № 10
иное, новое, только что узнанное. Вот я заканчиваю и последнюю, 164-ю страницу: «И, дочитав эти записи, неко торые могут спросить: «Да, в самом де ле! Ведь ты обещала нам дневные звез ды — где же они?» На что я отвечаю: «Я раскрыла перед вами душу, как створки колодца, со всем его сумраком и светом. Загляните же в него! И если вы увидите хоть часть себя, хоть часть своего пути — значит, вы увидели дневные звезды, значит, они зажглись во мне, они будут все разго раться в Главной книге, которая всегда впереди, которую мы с вами пишем не прерывно и неустанно...» И тогда мне стало ясно: и то, что я написал, и то, что я допишу, это всего лишь посильное участие в Главной кни ге, которая непрерывно и неустанно пи шется не только автором, но и каждым читателем, каждым добрым человеком страны моей. И еще мне ясно стало, что лишь кни га, выдерживающая многократное чте ние, и является частью непрерывно и не устанно создаваемой человечеством Главной книги. Книга, усваиваемая це ликом и без остатка при первом же чте нии, — тощая духовная пища. Да и духовная ли?.. На обсуждение «Дневных звезд» я отправился в каком-то смятении чувств. Меня преследовало ощущение какого-то у д и в л е н и я перед заново увиденным в книге, преследовало и опасение, не проглядел ли я каких-то главных звезд, притаившихся за раскрытыми створками разверстой передо мною души-колодца. Вступительное слово произнес талант ливый критик Павел Громов. Он сразу обратился к внутреннему роде т в у «Дневных звезд» и «Былого и дум». Все выступавшие говорили о бесстрашии личного начала, давшего писательнице возможность с такой пластической силой воспроизвести историческую реальность событий. Приведены были и слова Гейне о трещине мира, прошедшей сквозь серд це поэта. И вот эти-то гейневские скорб ные слова, примененные к «исповеди- проповеди» с о в е т с к о й писательни цы, вдруг зазвучали для меня фальшиво и чуждо, и эта раздражающая чуждость помогла приблизиться к пониманию ис тинного своеобразия книги «Дневные звезды», исторически решительно и принципиально отличной от «Былого и дум», от гейневской скорби. В интимнейшей главе своих мемуаров, в «Кружении сердца», Герцен счел воз можным сопоставить немецкого поэта Гервега, посягнувшего на семейный очаг русского писателя-революционера, с Наполеоном маленьким, узурпировавшим честь Франции. Признание историческо го значения ч а с т н о г о л и ц а было протестом против гнета государственно сти, протестом против чугунной неумо лимости державного начала. Духовная драма Герцена порождена была, как говорил Ленин, крахом б у р ж у а з н ы х и л л ю з и й в социализме. Отсюда скептицизм, пронзительная боль его автобиографической эпопеи. Герцен говорил о б ы л о м , е г о д у м ы по священы были трагизму и благородному величию отшумевшей битвы. По-своему, пусть иными словами, но и он ссылался на трещину мира, расколовшую сердца лучших людей его времени. Вот почему в дневнике своем Герцен и загадывал, поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону существования людей его поколения. Остановитесь, — обращался он к по томкам, — с мыслью и с грустью перед камнями, под которыми мы уснем, мы заслужили вашу грусть. В «Дневных звездах» также имеется сцена «клятвы», напоминающая знаме нитую отроческую клятву на Воробье вых горах, перед лицом Москвы. Главка «Ленин» является кульминацией книги, сцена клятвы двух девочек, под траур ный гул Невской заставы шагнувших из детства в юность — философское раскрытие всего повествования. «Мы повзрослели и возмужали сразу на несколько лет в тот жестоко мороз ный день, когда засугробленная, заинде вевшая рабочая окраина, Невская за става, рыдала над Ильичем всеми гуд ками всех своих чугунолитейных заво дов, всех своих прядильно-ткацких фаб рик — тех, что встали за ним, тех, что- шли за ним в семнадцатом году, — за хлебываясь гулкими прерывистыми гуд ками паровозов. Она голосила, как рус ская вдова или мать, потерявшая сына, она рыдала в голос безоглядно, само забвенно, долго-долго — осиротевшая бревенчатая и дощатая, заваленная ве череющим снегом Невская застава». И испытывая «озноб восторга» от то го, что «меня отдельно нет», а есть что- то огромное, слитное с этим всеобщим горем, вырастающим в какой-то вызов всему миру, в торжество народного един ства... «— Валя, — наконец сказала я, —■ я вступлю в комсомол. Немедленно. Мне не хватает лет, но я упрошу... Бабушка против из-за бога, а мама — из-за маль чишек. Но я все равно вступлю. — Я тоже, — негромко отозвалась черненькая худенькая Валя Балкина... Мы говорили, все еще стоя неподвиж но, навытяжку. — Валя, я должна открыть тебе страшную тайну. Я уже довольно давно не верю в бога. Знаешь, его нет, Валя. — Знаю, — ответила Валя. — Я то же вступлю в комсомол. — Валя, — сказала я, почти зады хаясь от странного нового счастья, — я вступаю в комсомол и буду профессио нальным революционером. Как Ленин». Если из этой высокой патетики изъять ребячьи фразы «Бабушка против из-за
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2