Сибирские огни, 1960, № 10
Когда-то великий Ленин, перечисляя .качества, необходимые руководителю Госплана, назвал и с п о с о б н о с т ь п р и в л е к а т ь к с е б е л ю д е й . До чего характерное для Ленина требова ние! Не предусмотренная ни одной анкетой, эта благороднейшая способность души не всегда учитывается отделами кадров, между тем в литературном обиходе сколько проблем этим и разрешается. Ведь тайна искусства и заключена в спо собности художника привлекать сердца. Лишь ценой с а м о о т д а ч и худож ник и подчиняет себе душу читателя и совершает с нею чудо преображения. Вот в чем был смысл теоретического вы ступления Ольги Берггольц, и она под твердила его «сокрушительной силы про пагандой» — книгой «Дневные звезды». Без самоотдачи художнику не при влечь сердца читателей, не совершить и самого малого чуда. Поэтому сквозь «Дневные звезды» Ольги Берггольц и проходит тема заветной Главной книги, -создаваемой при помощи читателя. Книга эта будет бесстрашно-правди вой, ибо иначе читатель не согласится участвовать в ее создании. Каким траги ческим материалом венчает Ольга Берг гольц суровое повествование о днях бло кады, и какая достигается ею слитность трагизма и романтической приподнято сти. Нам вспоминается вопрос, некогда за данный на писательском собрании: «В чем разница между приукрашиванием действительности и романтически-припод- нятым восприятием ее». Разница, ска жем мы. примерно такая же, как между «•партийностью и комчванством. Человек, подверженный коммунистическому чван ству, может самообольщаться, полагая, что это всего лишь гипертрофия партий ности, превышение ее нормы. Однако Ленин клеймил, бичевал комчванство как злейшую к о м п р о м е т а ц и ю партийности. В докладе на 2-м Всерос сийском съезде политпросветов Ленин говорил: «Коммунистическое чванство— значит то, что человек, состоя в комму нистической партии и не будучи еще от туда вычищен, воображает, что все за дачи свои он может решить коммунисти ческим декретированием» (Соч., т. 33, «тр. 54). «Вычищен»! Вот как отграничивал Ленин комчванство от партийности. Коммунистическая партийность включа ет в себе и талант п р и в л е ч е н и я людей. Комчванство отталкивает, ибо это самая хитроумная, самая подлая форма мимикрии, приспособления к то му, что действительно свято для нас. Поди, тронь Победоносикова, если он шествует к социализму «по гениальным стопам Карла Маркса и согласно пред писаниям центра». Боец! И как галдит ■об этом! Галдит... отталкивая все чистое и честное. Хрипун, встреченный мною в Доме колхозника, подкрепляющий свою пло щадную народность пословицами из за саленной книжонки, разглядел в изящ ном молодом человеке всего лишь «горе- пашника». Но сам молодой человек без условно ощущает себя «впередшагаю- щим». Вот эти «впередшагающие» и помога ют советскому писателю создавать его Главную книгу. Но помогают они лишь художнику, обладающему и важнейшим талантом — умением привлекать людей. 4 В Доме писателя предстояло обсуж дение книги Ольги Берггольц «Дневные звезды», и мне захотелось несколько освежить ее в памяти. Книга раскрылась на первой странице, в глаза бросилась первая фраза о самом любимом, о самом счастливом, всю жизнь повторяющемся сне. И я снова погрузился в чтение этой околдовывающей книги. Но чем дальше уходил я в ее поэтический мир, тем сильнее примешивалось к радости чтения и какое-то смущение. В только что законченной статье я говорил и об этом произведении, ведь я его читал и перечитывал в журнале и отдельной книгой, а ныне, после некоторого переры ва, я обнаруживаю, что читаю нечто но вое. Но я знаю, что в руках у меня тот же, ранее читанный экземпляр. И как я раньше всего этого не заметил. Не заметил тигра, сшитого из тигрового одеяла, шерстяной собачки, продавщи цы с пышными, бумазейно-красными щеками, мшистого плюшевого камня, из-под которого выбивается лесной род ничок. Вот читаю я уже главку о старом и хитром колодце, отказывающемся рас крыть тайну дневных звезд. Может, «колодец был не так глубок и не так те- мен, как надо. Быть может, со дна его били какие-то тоненькие бередливые источники, колебавшие воду, не давав шие ей покоя, необходимого для отраже ния никому не видимых звезд». Лицом я ощущаю прохладу этого колодца, «то ненькие бередливые источники» то ли пленяют меня родниковой чистотой сло ва, то ли я действительно вижу их в ко лодезном таинственном сумраке. А гла за уже жадно ловят следующие строки: «Я не только уверена, что такие колод цы есть, — больше того: я хочу, чтобы душа моя, чтобы книги мои, то есть душа, открытая всем, была бы такой, как тот колодец, который отражает и держит в себе дневные звезды — чьи-то души, жизни и судьбы... нет, точнее: души и судьбы моих современников и со граждан». Читая и перечитывая книгу, я, ока зывается, чего-то важнейшего в ней не заметил, написать об этой книге нужно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2