Сибирские огни, 1960, № 10

Когда-то великий Ленин, перечисляя .качества, необходимые руководителю Госплана, назвал и с п о с о б н о с т ь п р и в л е к а т ь к с е б е л ю д е й . До чего характерное для Ленина требова­ ние! Не предусмотренная ни одной анкетой, эта благороднейшая способность души не всегда учитывается отделами кадров, между тем в литературном обиходе сколько проблем этим и разрешается. Ведь тайна искусства и заключена в спо­ собности художника привлекать сердца. Лишь ценой с а м о о т д а ч и худож­ ник и подчиняет себе душу читателя и совершает с нею чудо преображения. Вот в чем был смысл теоретического вы­ ступления Ольги Берггольц, и она под­ твердила его «сокрушительной силы про­ пагандой» — книгой «Дневные звезды». Без самоотдачи художнику не при­ влечь сердца читателей, не совершить и самого малого чуда. Поэтому сквозь «Дневные звезды» Ольги Берггольц и проходит тема заветной Главной книги, -создаваемой при помощи читателя. Книга эта будет бесстрашно-правди­ вой, ибо иначе читатель не согласится участвовать в ее создании. Каким траги­ ческим материалом венчает Ольга Берг­ гольц суровое повествование о днях бло­ кады, и какая достигается ею слитность трагизма и романтической приподнято­ сти. Нам вспоминается вопрос, некогда за­ данный на писательском собрании: «В чем разница между приукрашиванием действительности и романтически-припод- нятым восприятием ее». Разница, ска­ жем мы. примерно такая же, как между «•партийностью и комчванством. Человек, подверженный коммунистическому чван­ ству, может самообольщаться, полагая, что это всего лишь гипертрофия партий­ ности, превышение ее нормы. Однако Ленин клеймил, бичевал комчванство как злейшую к о м п р о м е т а ц и ю партийности. В докладе на 2-м Всерос­ сийском съезде политпросветов Ленин говорил: «Коммунистическое чванство— значит то, что человек, состоя в комму­ нистической партии и не будучи еще от­ туда вычищен, воображает, что все за­ дачи свои он может решить коммунисти­ ческим декретированием» (Соч., т. 33, «тр. 54). «Вычищен»! Вот как отграничивал Ленин комчванство от партийности. Коммунистическая партийность включа­ ет в себе и талант п р и в л е ч е н и я людей. Комчванство отталкивает, ибо это самая хитроумная, самая подлая форма мимикрии, приспособления к то­ му, что действительно свято для нас. Поди, тронь Победоносикова, если он шествует к социализму «по гениальным стопам Карла Маркса и согласно пред­ писаниям центра». Боец! И как галдит ■об этом! Галдит... отталкивая все чистое и честное. Хрипун, встреченный мною в Доме колхозника, подкрепляющий свою пло­ щадную народность пословицами из за­ саленной книжонки, разглядел в изящ­ ном молодом человеке всего лишь «горе- пашника». Но сам молодой человек без­ условно ощущает себя «впередшагаю- щим». Вот эти «впередшагающие» и помога­ ют советскому писателю создавать его Главную книгу. Но помогают они лишь художнику, обладающему и важнейшим талантом — умением привлекать людей. 4 В Доме писателя предстояло обсуж­ дение книги Ольги Берггольц «Дневные звезды», и мне захотелось несколько освежить ее в памяти. Книга раскрылась на первой странице, в глаза бросилась первая фраза о самом любимом, о самом счастливом, всю жизнь повторяющемся сне. И я снова погрузился в чтение этой околдовывающей книги. Но чем дальше уходил я в ее поэтический мир, тем сильнее примешивалось к радости чтения и какое-то смущение. В только что законченной статье я говорил и об этом произведении, ведь я его читал и перечитывал в журнале и отдельной книгой, а ныне, после некоторого переры­ ва, я обнаруживаю, что читаю нечто но­ вое. Но я знаю, что в руках у меня тот же, ранее читанный экземпляр. И как я раньше всего этого не заметил. Не заметил тигра, сшитого из тигрового одеяла, шерстяной собачки, продавщи­ цы с пышными, бумазейно-красными щеками, мшистого плюшевого камня, из-под которого выбивается лесной род­ ничок. Вот читаю я уже главку о старом и хитром колодце, отказывающемся рас­ крыть тайну дневных звезд. Может, «колодец был не так глубок и не так те- мен, как надо. Быть может, со дна его били какие-то тоненькие бередливые источники, колебавшие воду, не давав­ шие ей покоя, необходимого для отраже­ ния никому не видимых звезд». Лицом я ощущаю прохладу этого колодца, «то­ ненькие бередливые источники» то ли пленяют меня родниковой чистотой сло­ ва, то ли я действительно вижу их в ко­ лодезном таинственном сумраке. А гла­ за уже жадно ловят следующие строки: «Я не только уверена, что такие колод­ цы есть, — больше того: я хочу, чтобы душа моя, чтобы книги мои, то есть душа, открытая всем, была бы такой, как тот колодец, который отражает и держит в себе дневные звезды — чьи-то души, жизни и судьбы... нет, точнее: души и судьбы моих современников и со­ граждан». Читая и перечитывая книгу, я, ока­ зывается, чего-то важнейшего в ней не заметил, написать об этой книге нужно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2