Сибирские огни, 1960, № 10
вому, в собственной радости и муке увидеть и полюбить действительность. В этом, и только в этом проявление индивидуальности художника. В беспо щадной обнаженности личного начала — тайна поразительного воздействия книги Ольги Берггольц «Дневные звезды». Героизм социалистического челове ка — главнейшая тема советского ис кусства, но тема эта не внешне изобра зительная, а внутренняя, сокровенная. Гордостью за нашего человека-борца о б о г а щ а е т с я советский художник, поэтому его личность, характер его пе реживаний и становятся могучим источ ником, воздействия на народ. Мы многое знаем о Ленинградской блокаде. Книга Ольги Берггольц отнюдь не обогащает нас дополнительными све дениями. Книга говорит об ином, о том, как мужественное преодоление страда ний и беспредельная готовность к борь бе о б о г а щ а л и советского челове ка, — это сам автор выступает во всей чистоте и искренности своего стремления жить, бороться, а если нужно— умереть во имя... Во имя того, что свято и не лооизносится всуе... По поводу и этой книги можно ска зать: «И все пропитано кровью сердца, и все — сокрушительной силы пропа ганда!» 3 Подобная «субъективность», выражаю щая партийную пристрастность художни ка, в неменьшей степени необходима и в критике. Правда, критик может с та кой же ловкостью обработать читателя патентованной системой фраз, как в ро мане И. Ильфа и Е. Петрова поэт Ники фор Ляпис обрабатывал своего Гаврилу под «социальный заказ» лесного ведом ства: Гаврила шел кудрявым лесом, Бамбук Гаврила порубал... Критико-библиографический ширпо треб отлично обходится и без «субъек тивности», той самой, о которой только и можно сказать, что она «горит и жжет». Но разве не в том высокая тра диция русской революционной критики, что и в ней сокрушительной силы пропа ганда достигалась слитностью ее испове ди-проповеди. Некогда в письме к В. П. Боткину Бе линский жаловался по поводу Бакунина, что тому «природа отказала в эстетиче ском чувстве, он понимает искусство, но головою, без участия сердца, а это не многим больше, как если бы понимать его ногами». (Изд. Акад. наук, т. XI, стр. 524). Понимание искусства ногами не лише но известных выгод, ибо нога ищет пу тей удобных и далеко ведущих. Но за пальчивость сердца при этом исключает ся. И это ощущается в каждой строке иного головоногого критика, ведь только- строка, рожденная сердцем, на сердце и действует... Во время недавнего поэтического- съезда в Ленинграде темпераментный горец Кавказа предложил отсечь голо ву критику, посмевшему безлюбо рас суждать о поэзии. Мера наказания ка жется нам слегка завышенной, но экс прессия товарища нас пленяет: нельзя живое, кровью закипающее слово искус ства обсыпать пеплом давно уже перего ревших эстетических предположений. Стилевые потоки нашей литературы имеют и не могут не иметь своих литера турно-критических трубадуров, да они и известны «в обычном житейском обихо де», говоря словами А. Твардовского из его речи на партийном съезде. Тут су ществует свой, профессиональный «гам бургский счет», своя шкала уважения к критическому мнению. В этом «житей ском общении» писатель испытывает близость к определенному критику, и в этом сказывается общественная природа творческого труда. Еще Салтыков-Щедрин издевался над попытками ставить вопросы «особня ком», вне их коварного сцепления. Если вопрос о критике разрешать «особня ком», то проблема ее упорядочения чрез вычайно упрощается: критика должна быть умной, честной, талантливой, тер пеливой, и, в конечно счете, каждый критик должен заниматься внутренним самоусовершенствованием. Но все это прекраснодушные слова, ибо и тут все дело в «живой организатор ской работе». Нет критики «вообще», а есть реальные фамилии критиков и ре альные журналы... предпочитающие определенные и резко выраженные кри тические индивидуальности или же до вольствующиеся безликим критическим ширпотребом. «Спецы-отражатели» — низшая и наи более элементарная разновидность ма стеровых искусства. Подлинное и боль шое искусство, будь то проза, поэзия, критика, — требует и н д и в и д у а л ь н о с т и художника, его обнаженного сердца, неповторимого, обжигающего. Это полностью касается и критики. Нам решительно не помнится, чтоб великий и искусный редактор Н. Некра сов многодумно разрешал «проблемы критики», — он попросту имел смелость и желание привлечь к своему «Совре меннику» Чернышевского и Добролюбо ва. Без всякого пленарного заседания. Полагаю, что за отсутствием телефона, он по-старомодному, записочкой, пригла сил Николая Гавриловича откушать чаю, да и совершил, в столь будничной обста новке... исторический подвиг. Собрав на лбу медные складки, некий редактор изречет: «А где взять Черны шевского?» Видимо, проблему «Где взять редактора Н. Некрасова» он уже разрешил...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2