Сибирские огни, 1960, № 10
страстной исповеди и сокрушительной силы пропаганды. Для политработника армии А. Фурма нова записки о народном полководце Чапаеве были отчетом перед народом, исповедью и гордостью бойца. Сама фор ма «Педагогической поэмы» А. Мака ренко является исповедью-проповедью, вот почему сам автор и воспринимается как литературный герой. Так в нашем сознании и в нашем серд- це слились образы Павки Корчагина и Николая Островского. Замечательные советские художники не только что-то «отразили» и «описали», они сами пред стали лучшими героями своих книг, и вот это — неповторимо человеческое, личное и выстраданное, и придало их творчеству неотразимую силу воздейст вия. Читатель ощущает разверстое пе ред ним «сплошное сердце» и не может не откликнуться на эту сильнейшую и •самоотверженнейшую форму «пропа ганды». Права Ольга Берггольц, когда пишет в своей книге «Дневные звезды»: «По пытки отделить исповедь от пропо веди, противопоставить их друг дру гу, наконец, предпочесть исповедь проповеди — или наоборот — вызыва ют активный внутренний протест не только в силу своей явной чуждости и вредности для дела советской литера туры, но еще, я бы сказала, своей какой- то воинствующей малограмотностью. ■Эти попытки производятся людьми, ко торые явно не любят, не ценят и даже не знают опыта великой русской класси ки и советской литературы, никогда не •отделявших исповеди от проповеди, но, наоборот, всегда стремившихся исполь зовать форму исповеди как сильнейшее орудие пропаганды, то есть проповеди» (курсив автора — А. Г.). Понятно, что не всякий художник •способен к подобной «самоотдаче», и дело тут не в душевной щедрости и объе ме дарования, а в характере таланта. Живая традиция Маяковского — его «сплошное сердце» — по-новому прело милась в прозе Ольги Берггольц, строго реалистической, чуть-чуть ' старомодно безупречной в своей родниковой чистоте и покоряющей напряженности нравст венного чувства. Ведь это явление, го воря словами Гончарова, «нарезалось, как молодой месяц», но критические те лескопы его не поиметили. Довольно долго после революции су ществовало v нас понятие «спец» и «честный спец». Так именовали мы лю дей, отдававших молодому социалисти ческому государству свой ум, свои про фессиональные навыки, при сохранении той или иной степени душевной автоно мии. В самом понятии «честный спец» заложено было своеобразное противо речие, ибо оно говорило о разрыве меж ду трудовой деятельностью человека и его общественными и нравственными тя готениями. Противоречие было не логи ческое, а конкретно-историческое. Луч шая часть интеллигенции уже начинала осознавать свою обязанность служить народу, однако ее душевный строй — консервативная сила привычек! — от ставал от сознания и противился ему. Реальное участие некоторой части бур жуазной интеллигенции в социалистиче ском строительстве явилось для нее шко лой перевоспитания, переделки глубо чайшей сферы самых интимных ее пред ставлений. Другими словами, противоречие бы ло снято поступательным развитием со циализма и ростом рабочей интеллиген ции, безраздельно преданной народивше муся строю социалистических отношений. Возможно ли нечто подобное в сфере творческих интересов? Безусловно, воз можно. Некоторые группы художествен ной интеллигенции лишь через освоение нового материала социалистической дей ствительности преодолевали свои заблу ждения, изживали душевную насторо женность. Партия так и считала, что практика социализма благотворно подей ствует на художника и поможет пере стройке его нравственных, политических и эстетических представлений. Так оно и случилось. Морально-поли тическое единство советской интеллиген ции стало фактом величайшего значе ния. Но тем самым перед художествен ной интеллигенцией возникли новые за дачи, народ начал предъявлять к ней более глубокие требования. Не случайно все чаще и чаще раздаются предосте режения против иллюстративности ис кусства. В искусстве п р и с п о с о б л е н и е к эстетическим требованиям народа мстит рассудочностью, за благополучной видимостью явлений просвечивает хо лодная, равнодушная душа ремесленни ка. Чувство заменяется риторикой. Вы страданная убежденность — заимство ванной цитатой. Как не вспомнить тут слов Белинско го, сказанных некогда по поводу А. Мар- линского: «Это поэзия, но поэзия не мыс ли, а блестящих слов, не чувства, но лихорадочной страсти; это талант, но талант чисто в н е ш н и й , не из мысли создающий образы, а из материи выде лывающий красивые вещи» (Изд. Акад. наук, т. IV, стр. 46). Между тем, искусство социализма требует уже не «спеца», выделывающе го из материала нашей действительности «красивые вещи», а художника во всей целостности его таланта, во всей о б н а ж е н н о с т и его служения народу. Заключенный в душе художника «угль, пылающий огнем», становится необходи мым у с л о в и е м эмоционального воз действия. Субъективная убежденность, идейная позиция, душевная взволнован ность будоражат сердце слушателя, зрителя, читателя, заставляя его по-но
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2