Сибирские огни, 1960, № 10
Несколько лет тому назад Ольга Берг гольц выступила со статьей, в которой сформулировала своеобразие своего эсте тического восприятия действительности. Мы не будем вдаваться в обсуждение, насколько удачен был отстаиваемый ею термин «самовыражение». Важно иное. Вопрос, вызвавший мимолетную дискус сию поэтов, мелькнувший затем в речи А. Фадеева на Втором съезде писателей, заглох, как глохнет искра в сыром хво росте. Теоретического костра не получи лось, отсыревшие теоретики уже не пы тались ни разжечься, ни разжечь. И вот спустя несколько лет появляется проза Ольги Берггольц «Дневные звезды», яв ление в литературе воистину примеча тельное. Эти «звезды» полыхнули уже в теоретическом выступлении поэтессы, да так и погасли, незамеченные крити кой. Но в прозе они зажглись полным сиянием, — разве можем мы не услы шать п о л е м и ч е с к о г о з в о н а этой классической русской речи, цело мудренно-бесстрашной в своей душевной обнаженности! В речи на съезде писателей А. Фадеев касался лишь лирики Ольги Берггольц. Однако слова А. Фадеева звучат так, точно произнесены были п о с л е появ ления «Дневных звезд». До того верно оказалась понятой творческая индивиду альность поэтессы. Вот эти слова: «В развернувшейся перед съездом дискуссии о лирике я лично больше склонен поддержать Ольгу Берггольц {Аплодисменты)... Не только в области лирики, во всех областях художествен ного творчества писатель должен вкла дывать в дело познания и отображения жизни всего себя, весь свой разум и сердце, всю свою любовь к нашим со ветским людям и ненависть к нашим вра гам, ко всему косному и отсталому, что мешает нашему движению вперед. О чем бы писатель ни говорил, какие бы сто роны жизни он ни отражал, он во все это должен вложить свою собственную биографию (Аплодисменты). Такое понимание литературы не толь ко не противоречит марксистско-ленин скому пониманию ее, как отражения ■объективной действительности, а, наобо рот, только с этой позиции и можно правильно понять жизнь и вызвать на стоящее чувство в человеке». (Аплодис менты). (Стенографический о т ч е т , стр. 506). В споры о том, каким должен быть передовой герой советской литературы, властно вторгается проза Ольги Берг гольц, напоминая о высокой традиции русского искусства, чьи мастера-подвиж ники были и самыми выдающимися ге роями своих произведений. Обращаясь к эпопее А. И. Герцена «Былое и думы», Ольга Берггольц пи шет: «Обо всем в этой книге написано с той идейной прямотой, с тем личным страстным отношением, с той «субъек тивностью», которая и является одной из существеннейших сторон партийно сти художника. И все пропитано кровью сердца, и все — сокрушительной силы пропаганда! Тут уж исповедь проповеди не противопоставишь, и вот это и есть та традиция, которую— я утверждаю— на новой идейной основе, новыми сред ствами продолжила и углубила совет ская литература и должна будет продол жать углублять!» В поэзии — «Про это» и «Во весь го лос» В. Маяковского, в прозе — «Как закалялась сталь» Н. Островского, вот что является воплощением традиционно го для русского искусства единства ис поведи и проповеди, — доказы в а е т Ольга Берггольц. У истоков советской литературы вы сится загадочное произведение, в кото ром это единство исповеди и проповеди воплотилось с ошеломляющей силой: «Двенадцать» А. Блока. Ведь сама ре волюция, расхватав поэму по лозунгам, зачислила ее на вооружение. Неправиль ную. Лишенную верной исторической перспективы. С шагающим в белом вен чике из роз Христом. Но почему и поныне огненные строки: Революцьонный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! — горячат нашу кровь, пленяют^ сердца неповторимой музыкой величайшей из революций. Кинув разгульную Катьку под красно гвардейскую пулю, Блок казнил изыс канный образ «вечной женственности», заставлявшей его метаться от Прекрас ной Дамы к Незнакомке, к богине-блуд- нице, к картонной Коломбине. В Катьке Блок расстрелял свою собственную веру, мучивший его всю жизнь образ-навожде- ние и мужественно преклонился перед правдой народа. Поэма стала исповедью всей жизни, всего творческого пути поэта и его страстной проповедью во славу нового, во славу грядущего. Это могло произойти только потому, что, обращаясь к современникам, поэт воскликнул: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Револю цию!» Уже в этом возгласе заключались исповедь-проповедь великого поэта. Значительно характернее в этом смыс ле имена М. Горького, Д. Фурманова, А. Макаренко, которым пришлось не только с л у ш а т ь , но и всем телом, всем сердцем, всем сознанием у ч а с т в о в а т ь в народной борьбе за счастье. Творчество этих писателей воплотило бесстрашие их революционного созна ния, чистоту их нравственного чувства, и только это дало им возможность пред стать перед народом с обнаженным серд цем, явить своим творчеством слитность
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2