Сибирские огни, 1960, № 10
линная сила народа, умевшего чтить по двиг своих героев. Вне связи с народом и современ ностью нет и не может быть большого искусства. Гигантская этнографическая эрудиция не смогла восполнить Далю того, что с такой щедростью было отпущено хотя бы поэту-самоучке А. Кольцову — орга нического восприятия народности. Чувство современности советского пи сателя неразрывно связано с его пар тийностью, оно неотделимо от его актив ного участия в борьбе народа за социа лизм. Это чувство нельзя заменить обра щением к фольклору, механическим при вязыванием своего творчества к истори ческим датам, к приметам дня. Характерно, что в поисках путей при ближения литературы к современности высказываются сожаления по поводу заб вения писателями фольклора, а глав ное — диалектов, как народных вариа ций общекультурного языка. Сетуя на то, что в художественной литературе упал интерес к диалектам, не учитывают объективной вины исто рии: ведь само возникновение диалектов связано с патриархально-застойн ы м и формами жизни, обособленностью обла стей. Стремительное втягивание в обще культурную жизнь самых отсталых рай онов нашей страны неминуемо отбрасы вает в прошлое местные диалекты, как и все виды изжитых историей патриар хальных отношений. Другое дело, что живое развитие языка не прекращается, обогащение общекультурного языка диа лектными элементами отражает ха рактер социалистического развития об щества. Диалектные формы, порож денные былой отсталостью обществен ного развития страны, безусловно отми рают. уступая безостановочному движе нию народного обновления языка. Всякий процесс предполагает какую- то длительность изменения форм, поэто му и уходящие в прошлое диалекты мо гут сказываться такими разрозненными элементами, которые еще в силах при дать общекультурному языку своеобраз ную выразительность. Обращение к старым фольклорным источникам народного творчества в зна чительнейшей мере подразумевает огляд ку на художественный опыт, выработан ный уже отжившей исторической эпохой. Поэтому трудно предположить, что фольклору суждено укрепить связь советской литературы с современностью. В результате стремительных общест венных сдвигов произошло смешение диалектных форм. С наибольшей нагляд ностью процесс этот схвачен в народной поэме А. Твардовского «Василий Тер кин». Сам автор указывает на прямую связь своей поэмы с различными форма ми фронтового фольклора, с «полуфоль- клором» газетного фельетона и эстрад ной самодеятельности. Из этого речевого завихрения и обра зовался динамический язык поэмы, со стоящий из разных, друг с другом стал кивающихся элементов, как бы только проходящих свою выплавку в тигле на родного говора. Вот солдаты похоронной команды на ходят замерзающего на снегу раненого Теркина: — Н у и редкостное дело, — Рассуж даю т не спеша. — Одно дело — просто тело, А тут — тело и душа. — Еле-еле душа в теле. — Шутки, что ль. за зяб совсем. — А уж мы тебя хотели. Понимаешь, в наркомзем ... Лукаво переосмысленное «нарком- зем» — живое усвоение народной речью новых элементов действительности, а не обращение к архаическим пережиткам. В поэме «Василий Теркин» язык дан в его движении, в его поисках, а не в от стоявшихся, фольклористикой закреплен ных, нормах. Основным «резервуаром» диалектов служило до недавнего времени крестьян ство. В результате революции специфи ческий говор тех или иных городов, как и жаргонные формы языка тех или иных социальных слоев городского населения, подвергся стремительному размыву. Наи более консервативным оказалось языко вое «местничество» деревни. После коллективизации деревни резко усилился процесс ее органического сближения с городом. В сельское хозяй ство вместе с машинной техникой при шел новый умелец, рабочий человек. Пришел целый слой руководителей, по знавших городскую выучку промышлен ности, советской, партийной работы. Все общее обучение, влияние Советской Армии, являющейся для деревенских контингентов школой повышения куль турной, политической и технической грамотности, неизмеримо возросшие по вседневные связи города и деревни •— все это кардинально сместило привыч ные представления о деревне. Деревен ская тематика вышла из сферы моно польных интересов замкнутой группы литераторов-специалистов. Деревенская тема в такой же степени стала общей темой советского человека, в какой и са ма деревня, машинная, преображенная трудом коллектива, вошла в быт и об щую сферу культурных интересов со ветского общества. В силу этих новых исторических усло вий и могло возникнуть, к примеру, твор ческое сближение на смежном материа ле «городского» писателя Д. Гранина, автора романа «После свадьбы», и «де ревенского» писателя М. Жестева, авто ра романа «Золотое кольцо». Если в недавнем прошлом произведе ния, посвященные деревне, резко отли чались и своим словарным строем, то
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2