Сибирские огни, 1960, № 10
•он в молодости сам бывал в этих странах Америки — в Амазоне и Гвиане, Ма- геллании и Паране, в Мальдонадех и Тупинамбах (правописание названий остает ся на совести сочинителя безымянного проекта).' Но царь-мореход не поддался на соблазны прожектеров. Он не строил кораб- .лей, не лил пушек для покорения далекой Мальдонады. Петр был озабочен другим. В 1718 году он, по свидетельству Михаила Сидорова, написавшего прекрас ную книгу о богатствах нашего Севера, приказал Фонвизину исследовать Юго рию, а гвардии майора Ивана Лихарева отправил проведывать Иртыш—озеро Зай- -сан — Черный Иртыш. Вскоре Фонвизин получил распоряжение о составле нии плана для постройки крепости на Новой Земле .2 Северный морской путь мог получить исполинский речной придаток Обь — Иртыш Зайсан Черный Иртыш. Эта речная дорога устремлялась к воротам Западного Китая. Петр предначертал также соединение Оби с Печорой и Камой. Ледовитый и Восточный океаны, Каспий, устье Двины и Зайсан, Необходимый Нос и Большая Земля, Новая Земля и глинобитные города Малой Бухарин — все это могло войти в единый круг! Следует запомнить имя славного геодезиста Петра Чичагова, переплывшего Еместе с Лихаревым Зайсан и заснявшего Черный Иртыш на протяжении двенад цати дней пути по его руслу. Было это в 1719 году. В тот год полковник Яков Елчин, недавний начальник Большого Камчатско го наряда — неудавшейся огромной экспедиции для исследования двух океанов ;и впадающих в них рек — разглядывал свежераскрашенный чертеж. «Карта якуцкая к Камчатскому мысу и прежнему пути на Камчатский мыс, також и новой...» — так было написано на нем. Бросалась в глаза одна подробность. От полуострова Камчатки на юго-восток ■отходил огромный мыс, окончание которого показано не было. Надпись гласила: «По скаске от камчатского казака Ивана Енисейского с товарищи, что в ле вую сторону пошла великая земля и людна. Между теплым и студеными морями. И иноземцы многие им сказывали, что из моря в море чрез тое земли пролива >не знают...» Проф. А. В. Ефимов, нашедший эту карту, вшитую в одну из книг Кабинета Петра Великого, писал, что «от Камчатки в океан протянулся перешеек, соединен- ;ный, с какой-то землей»3. С чем же тождественен этот мнимый нос? Надо считать, что на чертеже отражено одно из ранних известий об островах Алеутской гряды, принятых тогда за сплошную морскую землю. Ведь и гораздо ?позже русские мореХоды часто почитали Алеутские острова за неведомую боль-> шую сушу. Елчин писал, что «в левую сторону пошла великая земля». Алеутская гряда действительно находится влево, то есть к востоку от Камчатки, если плыть с •севера. Это говорит только об исключительной добросовестности наших землепро ходцев и мореходов. Когда они своими глазами увидели, что в «Нос Земли» «при шло море», а за «переливом» виден остров, они точно определили южную грани цу Камчатского полуострова. Но, имея сведения лишь о великой земле в «левой стороне» и, не найдя еще ни пролива между ею и Камчаткой, искатели океанских островов могли лишь говорить о какой-то земле между студеным и теплым морями. Но, не зная, где конец этой земли, камчатские грамотеи не решились пока зать ее наугад на своем чертеже. Только так можно объяснить загадку «великой земли», появившейся на кар те Якова Елчина. 1 Проект напечатан И. Забелиным в «Москвитянине», 1851, ч. I, стр. 121—124. Воспроизведен у А. В. Ефимова, в книге из истории великих русских географических открытий, М., 1950. стр 285—287. 2 М. Сидоров. Север России. СПб, 1870, стр. 204, 549. Свидетельство о Фонвизине больше встречать нигде не приходилось. 3 А. В. Ефимов. Из истории великих русских географических открытий. М., 1950, стр. 121.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2