Сибирские огни, 1960, № 10
Около 1712 года в географию Тихого океана была внесена путаница, которая Еызвала много досадных недоразумений. Ожила старая сказка о Земле Жуана де Гамы, которую помещали на месте южных островов Курильской гряды. На карте Гомана появилась Земля Гамы, отождествленная с Землей Иезо и вдобавок протя нутая до самой Северной Америки! С Землей Гамы и Землей Иезо было много хлопот. В Западной Европе дол го не могли разобраться, что такое Иезо, и дошли до того, что решили, что есть два Иезо — в Японии и в Америке. Но простые служилые камчатских острогов уже готовы были «проведывать Японию», настолько они были убеждены в том, что она не так далеко от Камчат ки. Камчатским приказчикам даже приходилось силой удерживать ретивых иска телей «Апоньского сусадарства». С Камчатки, Анадыря и Колымы шли и шли подчас безвестные открыватели на поиски новых островов в двух океанах. Не был забыт и Необходимый Святой, или Ледяной Нос — мыс Дежнева. Остров зуба ты х людей Кто были эти люди, посещавшие далекий мыс? Я ищу их следы в своей кар тотеке и под тем же 1711 годом нахожу свидетельства сибирских летописей, при мечания Миллера и нашего современника акад. Л. С. Берга. Свидетельства эти сходятся, и круг их сужается. Внутри круга остается служилый человек Петр По пов. Проследим за его деятельностью в 1710— 1711 годах. Петр Ильин Попов к «Носу» ходил не'один. Его сопровождали промышлен ный человек Егор Толдин и «новокрещен-юкагир» Иван Терешкин. Они выясняли, «не значатся ли из того Носу какие в море острова», делали чертежи, вели опрос населения. «Носовые чукчи» дружно подтвердили, что «и прежде сего русские люди у них чукоч морем бывали». Медленно разворачивается перед нашим взором грамота пятидесятника Матвея Скребыкина — начальника Анадырского острога, в которой описан под виг Петра Попова. Вот что он, в частности, сообщал о земле чукчей: «...против того Анадырского носу с обеих сторон с Ковымского моря и с Анадырского есть де значитца остров, и про тот остров подлинно ему, Петру, ска зывали носовые чухчи Махачкин с родниками; есть-де на том острову люди зу-' батые, а веры-де иной, всякой обыкности и языку не их чукоцкова, особой, и из давних-де лет и поныне у них носовых чукоч с теми островными людьми меж со бою немирно, ходят друг на друга с боем, а бой-де у тех островных людей лучной и у чукоч такой же. И он, Петр, с товарищи тех островных людей у них чукоч, взятых в полону, видал человек с десять. А зубы у тех людей, кроме природных, есть вставленные моржового зубья маленькие кости, подле природные в щеках. А с того-де Носу на тот остров летним временем на байдарах веслами перебегают одним днем, а зимою на оленях налегке переезжают одним же днем. И есть-де на том острове всякий зверь, соболи и куницы, и волки и росомахи, и медведи бе лые и морские бобры, и держат-де у себя великие табуны оленей. А кормятца- де они морскими зверями и ягодами и кореньем и травою. И всякой на том острову есть-де лес: кедр, сосна, ельник, пихтовник, листвяк. И тот островной лес он, Петр, с товарищи у них чукоч в байдарах и в ветках и в юртах видели. А жи- вут-де они островные люди собою також, что-де и они чукчи и начальных-де лю дей никаких у них нет... островных-де людей, применяясь, он же, Макачкин, и островные люди, которые у них у чукоч в полону, сказывали ему, Петру, с това рищи; есть-де при них чукчах втрое, и он-де, Макачкин, на том острове бывал по многие годы в походах, и называют они чукчи тот остров Большой Землею...»1. Так записывал Матвей Скребыкин слова Петра Попова. 1 Памятники Сибирской истории XV III века, кн. I, 1700—1713. СПб, 1882, стр. 458—459.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2