Сибирские огни, 1960, № 10
Голландец' заверял, что Астафьев провел четырнадцать лет в путешествиях в Китай через Сибирь. Племянник -«Скорой Записи» рассказал де Бруину о жизни, быте и веровани ях якутов, ламутов, юкагиров, чукчей. Астафьев совершенно правильно и смело для того времени отметил тюркское происхождение якутов и разность языков у других перечисленных им народностей. Он знал об эскимосах, которых он называл чукчами, указывая, однако, что они носят в прорезях, сделанных в щеках, «зубы» из моржовой кости. Полная перекличка сб сказанием Семена Дежнева о «зубатых» людях! В своих былых скитаниях Михаил Астафьев посещал поселения приморских чукчей, которых он называл «лежачими» в отличие от чукотских кочевников- оленеворов. Судя по ряду примет, он побывал на берегах пролива между Азией и Америкой. Любопытно, что когда де Бруин записал в Архангельске рассказы о ненцах («самоедах»), он пришел к Астафьеву и попросил его проверить достоверность этих сообщений. Напрашивается невольно мысль — не был ли Астафьев соста вителем сочинения «Описание самоедов Новой Земли»? Оно лет за десять до при езда де Бруина На Русский Север было прислано Витзену из Архангельска, так же, как и сообщения о достижении русскими Святого Носа. Часть архангелогород ских данных была включена в первое издание книги Витзена в 1692 году. Так или иначе, через де Бруина, амстердамский бургомистр Витзен имел связь с современником Дежнева и двоюродным братом Михаила Стадухина. Остается добавить, что Михаил Астафьев-Стахеев-Гусельников был сам неза урядным мореходом, начавшим свои плавания еще в Мангазее. В старинных бу магах отмечены его морские походы с Лены на Яну и Индигирку1. Из Архангельска де Бруин покатил в Устюг Великий, Вологду, Ярославль и р. начале 1702 года прибыл в Москву. Здесь он напросился ехать вместе с Петром Великим в Воронеж. До этой поездки де Бруин имел возможность встретиться с Иваном Мусиным-Пушкиным, тогда — начальником Монастырского приказа и Приказа книг печатного дела, смело намечавшим морские границы Северной Аме рики у рубежа Северной Московии. Кстати, русский боярин сопровождал де Бруина и в Воронеж. Де Бруин имел полную возможность не только пополнить сведения о Сибири и Китае, полученные им в Архангельске, но и сверить их со свидетельствами про свещенного петровского боярина. В Ост-Индию де Бруин, однако, поехал не по пути вокруг Носа, в котором видимо, не сомневался, а сушей — через Персию. Но, вернувшись на родину в 1708 году, голландец, конечно, довел до сведения Витзена и Дома Восточной Ин дии все, что он слышал на Руси о путях в Индию и Китай. Земля з а , ,п ер ел и в ом “ Между тем, на северо-востоке продолжались замечательные открытия. Как узнали о существовании островов, которые впоследствии стали называться Ко мандорскими? История этого открытия поучительна хотя бы тем, что дает представление о размахе исканий .землепроходцев и мореходов. Ничем не примечательный до этого служилый человек Михайло Наседкин в 1702 году, вместе с приказчиком Зиновьевым, носившим прозвище Многогрешно го, отправился из Анадырского острога на Камчатку. Они ехали на оленях и 1 О Михаиле Стахееве-Астафьеве см.: Русские мореходы в Ледовитом и Тихом океанах. М .—Л . , 1952, стр. 49, 178, 329, 330, 343: Открытия русских землепроходцев и полярных мореходов XVII века на северо-востоке Азии. М.. 1951, стр. 174—175; Сергей Марков. Рассказы Михаила Астафьева. Вокруг Света, 1951, № 12. Наша Летопись, третья страница обложки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2