Сибирские огни, 1960, № 10
дороги через Ледовитый океан. Находку разбитого корабля он принял за знак бли зости Японии и Китая к устью Амура и правильно определил конечную цель пла вания неизвестных мореходов. Он уже несколько по-иному описывал теперь Чу котку, Анадырь и «каменную гору», устремившуюся в Восточное море. Если оаньше Спафарий думал, что Азия и Америка соединены скалистым перешейком, то теперь он утверждал, что этот «камень» трудно обходить только из-за льдов. Следовательно, в океане у конца «камня» не было сплошной преграды и сущест вовал проход. «От того камени до реки Колымы бегают парусами на кочах однем летом, а как льды не пропустят, и в то время ходят года по два, по три и болыни», — писал Спафарий'. Далее он изображал трудности обхода каменной морской горы. При ветрах там начинают качаться края великих льдов, море наполняется шумом, заглушаю щим голоса человеческие, водяные валы встают над морского бездной. С верши ны «камня» видны «оба моря по обе стороны». Если это — Камчатка, то цен ность свидетельства Спафария тем более увеличивается. Оно говорит о том, что* после Дежнева были попытки плаваний не только до Анадыря, но и до самой Курильской Лопатки. Выше говорилось, что, по словам Спафария, со стороны Амура до «камен ной горы» корабельный ход уже существовал. Спафарий перечислял Анадырь, Охоту, Пенжину, Камчатку, Гижигу и другие реки за Колымой, указывая, что* русские ходят на них для добычи моржовой кости. Между прочим, когда Спафа рий жил в Пекине, богдыхан присылал к нему чиновника с требованием расска зать подробно о том, что представляет собой зверь, на которого охотятся рус ские ради «рыбьего зуба». Как видно, моржовые клыки считались в Китае большой диковиной, раз бо гдыхану потребовались справки об образе жизни анадырского моржа. Значит, китайские мореходы не достигали областей, где моржовая кость прочно вошла в= бытовой обиход туземцев. Ученый х ор в а т Юрий Кришаннч Теперь мы рассмотрим некоторые свидетельства о северо-востоке, относящи еся ко второй половине XVII века. С 1661 по 1676 год в Тобольске прожил ученый хорват Юрий Крижанич, пламенный противник Адама Олеария и разоблачитель «чужебесия» ийоземцев на Руси2. Он знал как Петра Годунова, так и годуновско- го чертежного мастера Ульяна Ремезова, виделся с протопопом Аввакумом, соз давшим вдохновенное описание байкальской страны, встречался, очевидно, и с мучителем Аввакума воеводой Пашковым, подготовлявшим грандиозный поход: на берега Восточного океана. Все знаменитые чертежи Сибири и смежных с нею стран созданы были в Тобольске при Крижаниче. Во время его тобольского- житья туда приходили восточные послы. Дьяк Алмаз Чистой еще мог успеть рас сказать Крижаничу о сокровище, открытом в Холмогорах, — «Космографии 16701 года» с описаниями «пряных зелий» Южной Америки. Юрий Крижанич в 1674 году сочинил и отправил в Москву письмо о китайт ском торге. Когда через год в Тобольск приехал Спафарий,' он немедленно отыс кал Крижанича и с тех пор «ни единого обеда, ни вечери без мене не ел», — как писал ученый хорват. Крижанич отдал Спафарию два свитка заметок о Китае: и Сибири. 1 А. Титов. Сибирь в XVII веке, М., 1890, стр. 109—110. 2 С. А. Белокуров. Юрий Крижанич в Сибири, М., 1906; М. П. Алексеев. Сибирь в известиях иностранных путешественников и писателей, Иркутск, 194V (по указателю ); А. Титов. Сибирь в XVII веке, М., 1890, стр. 152—163; Повествование о Сибири. Латинская рукопись XVII ст., изданная с росс, переводом и приме чаниями Григ. Спасского, СПб, 1822.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2