Сибирские огни, 1960, № 10

•от туземцев в подарок... шляпы. Эти головные уборы были вывезены будто бы с большого «острова», лежащего в океане далеко к востоку от Амура. Казаки, а с ними вместе и Спафарий, решили, что такие шляпы должны но­ сить «аппонские жители». «Остров великой» был отождествлен с Японией. Но в этом известии есть и противоречия. «Остров» на Восточном океане не похож на Японию хотя бы тем, что на нем «бывают велики снеги и стужи». Что же каса­ ется головных уборов, привезенных к амурским казакам, то хорошо известно, что алеуты носят «шляпы» из древесной коры. Известно также, что индейцы- тлинкиты щеголяли в самых настоящих пестро разрисованных шляпах с широ­ кими полями. Амурским казакам, сообщившим про шляпы, привезенные с «острова вели­ кого», было очевидно не к чему да и некогда описывать подробно эти свои слу­ чайные приобретения. А жаль! Если бы сведения о шляпах были полнее, мы смо­ гли бы без ошибки решить, откуда были они вывезены — из Японии или студе­ ной и снежной Аляски. Спафарий писал, что те же казаки, — всего вероятнее, спутники Пояркова или Нагибы — наткнулись близ устья Амура на остатки большого корабля евро­ пейского образца, похожего на те суда, «какие ходят к Архангельскому горо- .ду». Нам неизвестно ни одного сообщения, исходившего от географов и историков Западной Европы, о том, что близ Амура в XVI веке потерпел крушение какой- либо корабль. Зато вспомните, как настойчиво расспрашивал Иван Петлин пекин­ ских «подьячих» про недавний «разбой корабельный» у китайского берега! История с кораблем заставила Спа- фария задуматься над возможностями освоения Северного морского пути со стороны Архангельска. Русский посол решил, что «той путь гораздо был бы близок и подателей ходити с торгом в Китай и Индию». Так Спафарий признал выгодность _ ?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2