Сибирские огни, 1960, № 10
Т р оп а Кулпка После полудня потянул ветерок и разметал дым, осевший на улицах Посел ка; солнце стало ярче. Из Ванавары отплывали вечером. Заместитель начальни ка геологической экспедиции на своем мотоцикле, который он в шутку называл «грузо-такси», перевез на пристань наши вещи. Нас окружила шумная ватага ребятишек, сновавших на берегу. Они наперебой расспрашивали, куда мы от правляемся. Географ Галя Колобкова, только что окончившая Томский университет, стала рассказывать им о Тунгусском метеорите. Эта маленькая курносенькая де вушка с круглым личиком и шапкой светло-рыжих волос сразу завладела внима нием ванаварских сорванцов, — слушали они ее, затаив дыхание. — Первые уроки учительницы, — заметил кто-то из наших. Сегодня утром Плеханов сообщил мне, что Галя хочет после похода остать ся работать в Ванаваре. — Как так? — удивился я. — У Гали ведь свободный диплом. Она сама сходила в районо и договори лась обо всем. Потом меня Пригласили, расспросили о ней. Как только восстано вится связь с Красноярском, запросят телеграммой крайоно, чтобы разрешили ее принять в школу: там как раз требуется преподаватель географии... Ребятишки подарили нам черную собаку, сказали, что у нее хозяев нет. Ле ня Шикалов сразу окрестил ее «Капой». Кроме «Капы», у нас был «Охотник» — тощий песик с ободранным боком. Этот песик еще раньше прижился в нашем ванаварском пристанище. Проводить нас пришел Борис Смирнов со своим товарищем. — Если наши через несколько дней не прилетят из Кежмы, — сказал Бо рис, — то мы вдвоем отправимся к вам. Поможем в вашей работе. Словом, что бы там ни было — первого августа ждите нас на пристани. Громко затарахтели моторы. Наша флотилия из четырех моторок тронулась вниз по Подкаменной Тунгуске. К каждой моторке прицеплена лодка с грузом. На них разместились участники экспедиции. В сером небе висит круглое чумазое солнце. По воде прыгает малиновая до рожка, ее морщинят волны, расходящиеся за кормами. Вдоль берегов тянется ред кая грива сосняка и ельника. Среди зеленых вершин видны порой сухие стволы деревьев. Что-то нас ждет среди таежной глухомани! Часа через два подошли к Чамбинскому порогу. Низкий, заросший травой остров делил в этом месте реку на два рукава. Их перегораживала грядка из ка менных глыб. Кое-где камни высоко поднимались над поверхностью. На них, разбрызгивая вокруг пену, бешено клокотала и бурлила вода. Казалось, что под водой ворочается кто-то большой и грузный, старается встать и никак не может. Перед порогом мы выгрузили часть вещей на берег. Мотористы занялись пе реправой. Вначале они переправили моторки, потом настал черед лодок. Один из них взялся за весла, второй сел на корму. — А ну, давай... поживей! — слегка привстав, весело выкрикнул кормщик, когда лодку, подхваченную течением, неудержимо понесло к йенящимся у кам ней валам. Его напарник одним махом сорвал с головы кепку, по-молодецки с вы ходом бросил ее на дно лодки и изо всех сил налег на весла. — Гребнем! — крикнул кормщик, стараясь удержать лодку на средней спо койной струе, где не было бурунов. Волны, пенясь, хлестнули в борта. Мгновение — и порог остался за кор мой — впереди спокойная гладь. Виктор Краснов, электроэнергетик Томского политехнического института, а s походе — наш завхоз, решил сам проскочить через порог на последней лодке. Этому плотному крепышу не терпелось испытать свою силу и мужество. Вместе с ним вызвался плыть и Валерий Кувшинников. Порог они прошли благополучно.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2