Сибирские огни, 1960, № 1

шать и общие вопросы декабристского движения, раскрыть общие и местные ус­ ловия ссылки декабристов в Сибири. И надо сказать, что автору в большинстве случаев сопутствует удача. Детские и юношеские годы Павла Дун- цова раскрыты хорошо. Только как и почему произошло «превращение» кре­ стьянского юноши Дунцова в дворянина Выгодовского Павла Фомича (когда отец его был Тимофей), автор, к сожалению, не объясняет. Можно лишь догадывать­ ся, что он им стал в 1819 г. в школе ксендзов-католиков при активном содей­ ствии поляков. Слубжа писцом в канцелярии Волын­ ского губернатора в Житомире обогати­ ла Выгодовского знанием жизни, при­ вела к знакомству с чиновником Ивано­ вым, а через него с группой офицеров 8-й артиллерийской бригады — членами тайного Общества соединенных славян. И летом 1825 г. Выгодовский становит­ ся членом этого общества. М. Богданова правильно поступает, когда раскрывает это важнейшее собы­ тие в биографии декабриста-крестьянина в тесной связи с историей Общества со­ единенных славян. Биография Выгодовского — очень веское и убедительное доказательство более демократического состава Обще­ ства соединенных славян и некоторых более демократических черт его полити­ ческой программы. Однако, как и вся программа общества, взгляды Выгодов­ ского не имели еще стройной системы, не были определенно и ясно выражены, не говоря уже об изложении их в виде соответствующего документа, как это имело место в других тайных организа­ циях декабристов. И это не случайно. Выходцы из малопоместных и беспомест­ ных дворянских кругов, люди без доста­ точного образования, они не в состоянии были выработать законченную програм­ му своей деятельности. Взгляды Выго­ довского еще раз подтверждают это по­ ложение. Однако к такому выводу чи­ татель может прийти только самостоя­ тельно. Автор своими обобщениями не помогает разобраться в этом вопросе. К сожалению, и в другом вопросе, по которому среди декабристоведов идет острый спор, М. Богданова не определи­ ла своей позиции. Полное отсутствие не­ обходимых фактов давало право автору усомниться в решимости Выгодовского (может быть, и многих других членов Об­ щества соединенных славян) стать на путь народной революции (в отличие от тактики военной революции Южного и Северного общества). Однако М. Бог­ данова этого не сделала. Мало этого, здесь она допустила противоречия. Пра­ вильно отметив, что «славяне», как и другие декабристы, несмотря на их де­ мократизм, были далеки от народа и «не могли быть иными, так как историче­ ская обстановка... еще не выдвинула сил, которые способствовали бы развитию идеологии и тактики народной револю­ ции», М. Богданова тремя абзацами ни­ же утверждает обратное: «Необходимо отметить, что в вопросах револЮвд^- ной борьбы «славяне» придерживались иной тактики, чем другие декабристы». В доказательство приводятся не новые, а старые, избитые уже положения из си- бирских записок Горбачевского (точнее, Борисова, как установила академик у М. В. Нечкина), причем без учета време­ ни их написания, обстановки, развития взглядов автора записок. Других дока­ зательств, дополнительно подтверждаю­ щих это утверждение, нет ни в деятель­ ности Выгодовского до выступления де­ кабристов, ни в его показаниях на след­ ствии, ни в сибирских записках. Только этим и можно объяснить тот факт, что автору не удалось достаточно полно и ясно определить взгляды П. Ф. Выгодов­ ского и его позицию на следствии и пе­ ред судом. Последующие главы, посвященные публицистической деятельности П. Ф. Выгодовского в сибирской ссылке и по­ следним годам его жизни в Иркутске, являются лучшими в книге. В них на ос­ новании некоторого опубликованного и значительного архивного материала М. Богданова раскрыла большую обще­ ственно-политическую деятельность Вы­ годовского в Нарыме и Вилюйске, от­ крыла ранее неизвестный вилюйский и иркутский периоды ссылки, восстанови­ ла почти двадцатисемилетний период жизни и деятельности декабриста-кре­ стьянина. Особенно волнуют читателя страницы книги, раскрывающие условия поселения в Нарыме и Вилюйске. Заслуживает серьезного внимания раз­ бор рукописного наследия Выгодовского, характеризующего его как мужествен­ ного, стойкого и решительного борца за справедливость, защитника угнетенных и непримиримого противника самодер­ жавия и лично Николая I, палача декаб­ ристов. За все это Выгодовский и был вторично 11 ноября 1854 г. арестован в Нарыме, доставлен в Томск и «за ослу­ шание и дерзости против местного на­ чальства, ...оскорбительные на счет не­ которых должностных лиц выражения» осужден к новой ссылке в более отда­ ленное место Восточной Сибири. Таким местом и был избран Вилюйск, куда Вы­ годовского доставили в январе 1857 г. Только напрасно М. Богданова припи­ сывает ссылку Выгодовского в Вилюйск произволу сибирской администрации, он попал туда в соответствии с решением Томского окружного суда. М. Богданова проделала большую ра­ боту по восстановлению ранее неизвест­ ного историкам периода жизни и дея­ тельности Выгодовского после 1855 г., по исправлению существовавшей в лите­ ратуре ошибки о годе смерти декабриста. В результате для истории открыт боль­ шой и очень важный период жизни и деятельности Выгодовского. Старый и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2