Сибирские огни, 1960, № 1
шать и общие вопросы декабристского движения, раскрыть общие и местные ус ловия ссылки декабристов в Сибири. И надо сказать, что автору в большинстве случаев сопутствует удача. Детские и юношеские годы Павла Дун- цова раскрыты хорошо. Только как и почему произошло «превращение» кре стьянского юноши Дунцова в дворянина Выгодовского Павла Фомича (когда отец его был Тимофей), автор, к сожалению, не объясняет. Можно лишь догадывать ся, что он им стал в 1819 г. в школе ксендзов-католиков при активном содей ствии поляков. Слубжа писцом в канцелярии Волын ского губернатора в Житомире обогати ла Выгодовского знанием жизни, при вела к знакомству с чиновником Ивано вым, а через него с группой офицеров 8-й артиллерийской бригады — членами тайного Общества соединенных славян. И летом 1825 г. Выгодовский становит ся членом этого общества. М. Богданова правильно поступает, когда раскрывает это важнейшее собы тие в биографии декабриста-крестьянина в тесной связи с историей Общества со единенных славян. Биография Выгодовского — очень веское и убедительное доказательство более демократического состава Обще ства соединенных славян и некоторых более демократических черт его полити ческой программы. Однако, как и вся программа общества, взгляды Выгодов ского не имели еще стройной системы, не были определенно и ясно выражены, не говоря уже об изложении их в виде соответствующего документа, как это имело место в других тайных организа циях декабристов. И это не случайно. Выходцы из малопоместных и беспомест ных дворянских кругов, люди без доста точного образования, они не в состоянии были выработать законченную програм му своей деятельности. Взгляды Выго довского еще раз подтверждают это по ложение. Однако к такому выводу чи татель может прийти только самостоя тельно. Автор своими обобщениями не помогает разобраться в этом вопросе. К сожалению, и в другом вопросе, по которому среди декабристоведов идет острый спор, М. Богданова не определи ла своей позиции. Полное отсутствие не обходимых фактов давало право автору усомниться в решимости Выгодовского (может быть, и многих других членов Об щества соединенных славян) стать на путь народной революции (в отличие от тактики военной революции Южного и Северного общества). Однако М. Бог данова этого не сделала. Мало этого, здесь она допустила противоречия. Пра вильно отметив, что «славяне», как и другие декабристы, несмотря на их де мократизм, были далеки от народа и «не могли быть иными, так как историче ская обстановка... еще не выдвинула сил, которые способствовали бы развитию идеологии и тактики народной револю ции», М. Богданова тремя абзацами ни же утверждает обратное: «Необходимо отметить, что в вопросах револЮвд^- ной борьбы «славяне» придерживались иной тактики, чем другие декабристы». В доказательство приводятся не новые, а старые, избитые уже положения из си- бирских записок Горбачевского (точнее, Борисова, как установила академик у М. В. Нечкина), причем без учета време ни их написания, обстановки, развития взглядов автора записок. Других дока зательств, дополнительно подтверждаю щих это утверждение, нет ни в деятель ности Выгодовского до выступления де кабристов, ни в его показаниях на след ствии, ни в сибирских записках. Только этим и можно объяснить тот факт, что автору не удалось достаточно полно и ясно определить взгляды П. Ф. Выгодов ского и его позицию на следствии и пе ред судом. Последующие главы, посвященные публицистической деятельности П. Ф. Выгодовского в сибирской ссылке и по следним годам его жизни в Иркутске, являются лучшими в книге. В них на ос новании некоторого опубликованного и значительного архивного материала М. Богданова раскрыла большую обще ственно-политическую деятельность Вы годовского в Нарыме и Вилюйске, от крыла ранее неизвестный вилюйский и иркутский периоды ссылки, восстанови ла почти двадцатисемилетний период жизни и деятельности декабриста-кре стьянина. Особенно волнуют читателя страницы книги, раскрывающие условия поселения в Нарыме и Вилюйске. Заслуживает серьезного внимания раз бор рукописного наследия Выгодовского, характеризующего его как мужествен ного, стойкого и решительного борца за справедливость, защитника угнетенных и непримиримого противника самодер жавия и лично Николая I, палача декаб ристов. За все это Выгодовский и был вторично 11 ноября 1854 г. арестован в Нарыме, доставлен в Томск и «за ослу шание и дерзости против местного на чальства, ...оскорбительные на счет не которых должностных лиц выражения» осужден к новой ссылке в более отда ленное место Восточной Сибири. Таким местом и был избран Вилюйск, куда Вы годовского доставили в январе 1857 г. Только напрасно М. Богданова припи сывает ссылку Выгодовского в Вилюйск произволу сибирской администрации, он попал туда в соответствии с решением Томского окружного суда. М. Богданова проделала большую ра боту по восстановлению ранее неизвест ного историкам периода жизни и дея тельности Выгодовского после 1855 г., по исправлению существовавшей в лите ратуре ошибки о годе смерти декабриста. В результате для истории открыт боль шой и очень важный период жизни и деятельности Выгодовского. Старый и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2