Сибирские огни, 1960, № 1

■приключенческую повесть. Такова, на­ пример, история с мальчиком, найден­ ным в кованом сундуке, необычные по­ хождения разбойника Ван-Тумэра и его возлюбленной Юлдас и др. В книге встречаются одинаковые си­ туации и повторения (нападение собаки на купца Кукушкина и аналогичный слу­ чай с батраком Галсаном, сходство слу­ ги английского резидента с подручными Ван-Тумэра и др.). Все это осложняет повествование, от­ влекает внимание читателя от развития основного сюжета, направленного на глу­ бокое раскрытие социальных противоре­ чий бурятского общества конца XIX ве­ ка. В целом же роман Д. Батожабая «По­ хищенное счастье» — радостное собы­ тие в развитии эпического жанра бурят­ ской литературы. А. К л и т к о О „ГОРЯЧЕМ ВАРЕВЕ ЖИЗГ1И“ Ц а ст о бывает так. Дочитана по- *■ следняя страница повести незна­ комого автора. Книжка, без сомнения, удачна: характеры если не новы, то схвачены метко, правдивы. Вас удовлет­ воряют и описания природы и стиль. И главная мысль верна и актуальна. Тут вспоминаются некоторые скороспелые опусы, пухлые и неудобоваримые, кото­ рые можно не прочесть, а только перели­ стать. «Хорошо, — думаешь через неко­ торое время. — хотя в жизни, пожалуй, будет все посложнее»... Примерно такие мысли приходят в го­ лову после прочтения повести Г. Оста­ пенко «Настоящее»!. Сюжет ее очень прост. Молодая де­ вушка, только что окончившая универ­ ситет, приехала из Ленинграда на Колы­ му и работает корреспонденткой район­ ной газеты. Что влекло ее сюда? Роман­ тика юности, желание увидеть далекий, во многом неизведанный край и быть там, где жизнь труднее, а потому для нее заманчиво все. Жалко ли ей род­ ного и поистине прекрасного города? Ну конечно. Здесь, на новом месте, ей снят­ ся «разноголосый, приветливый шум улиц», голоса близких. Она даже думает о возвращении — к семье, к человеку, которого она полюбила и который зовет ее к себе. Однако желание испытать «на- 1 Альманах «На Севере дальнем». Магадан, 1958 г. стоящее», увидеть подлинную жизнь не угасает в девушке. Окончательное реше­ ние откладывается, а пока Даша (она же Дорита, как изысканно именует ее же­ них, о котором речь впереди) отправляет­ ся на один из приисков, где добывается золото, чтобы написать о работающих на нем людях, о бульдозеристах. И вот на прииске она попадает в гущу таких событий, о которых не имела рань­ ше никакого представления. В силу свое­ го незнания жизни Даша оказывается в затруднительном и щекотливом положе­ нии. Какие-то там наряды, которых она никогда в глаза не видела, а за ними судьба человека, несправедливо уволен­ ного одним из начальников. Попросить совета? Но каждый вокруг занят своим неотложным делом, да и неудобно это ей, журналистке, которая ведь все должна знать. И разные мысли приходят ей на ум: «Как долго держалась на мне эта не­ жная, бархатистая шкурка затянувшего­ ся детства, плотный персиковый пушок, согревающий меня в моем неведении. И какой незащищенной чувствовала я себя сейчас, отхлебнув горячего варева жиз­ ни!» Но Даша обладает решительностью и с честью выходит из положения, правда, не без помощи молодых рабочих — ком­ сомольцев. События и люди, с которыми она столкнулась на прииске, переверну­ ли ее представления о жизни. И вызво­ ление из беды слесаря Алексеева, хоро­ шего парня, и полные энтузиазма моло­ дые рабочие, воюющие за новый клуб и приличную столовую, простые, цельные характеры — все это наполнило новым смыслом жизнь девушки. В конце пове­ сти она уже твердо решает остаться на Севере. А как же жених? С ним все кончено. Правда, это не тот человек, с которым такая девушка, как Даша, могла бы свя­ зать свою судьбу. У нее отзывчивое серд­ це, она скромна и естественна. А он — совсем другого склада человек. Это сверхутонченный юноша, обожающий красивое, конечно, сын солидных и обес­ печенных родителей, как говорится, ба­ ловень судьбы. Для него, по его словам, «трещина на картине да Винчи» дороже, «чем судьба тысяч Иван Ивановичей». Толкует о французских импрессионистах, со знанием дела беседует о театре, архе­ ологии и других редкостных вещах. Абсолютно уверен в том, что он — эстет и скептик и выше толпы. Одет, безуслов­ но, самым модным образом, вкусы имеет изысканные, рисуется и безнадежно фальшивит. Героиня, поначалу, очарована этой неотразимой личностью, хотя все же мно­ гое в нем ей не по душе. Ведь выросла она в семье, где на счету был каждый рубль. Ее воспитателем и наставником был дед, литейщик, человек глубоко честный и трезвого ума, старой рабочей закваски...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2