Сибирские огни, 1960, № 1
А. Б е л о у с о в НОБЫЙ БУРЯТСКИЙ РОМАН р о м а н Д. Батожабая «Похищен- * ное счастье»! задуман как круп ное эпическое полотно, охватывающее огромный исторический период в жизни бурятского народа — с конца 80-х годов XIX века до дней Великой Октябрьской социалистической революции. Первая книга романа посвящена в ос новном 90-м годам — в ней даны впе чатляющие картины народной жизни до революционной Бурятии, показан посте пенный процесс социалистического про буждения бурятских трудящихся. Исконные обитатели забайкальских просторов живут, казалось бы, мирной, ничем не потревоженной патриархаль ной жизнью. Неоглядные степи, луга и пастбища, бесчисленные стада составля ют богатства жителей этой благодатной окраины Российской империи. Богач Шаролдай обеспокоен тем, что скот его не помещается в загонах, пятитысячное поголовье овец дает ежегодный приплод, плохо поддающийся учету, ему попросту не хватает времени «скакать по степям, от табуна к табуну, от одной отары к другой». А народные массы, бесправные и угнетенные, прозябают в ужасающей нищете. Постепенно безлюдные степи покры ваются сетью дорог, соединяющих Бу- 1Д . Б а т о ж а б а й . Похищенное счастье. Ро ман. Книга I. Перевод Н. Рыбко. М., «Сов. писа тель», 1959. рятию с Монголией и Китаем, движется непрерывный поток караванов с товара ми русских, монгольских и китайских купцов. Погонщики гуртов, бурятская беднота, перегоняли из глубин Монголии за короткое сибирское лето десятки ты сяч голов быков и баранов, находясь в полной зависимости от своих хозяев. Их спаивали, обсчитывали, им подсовывали негодные товары. Улусная беднота зависела и от мест ной бурятской знати — от богачей и нойенов,— и от представителей царской администрации, находилась в духовной кабале буддийского духовенства — лам. Бурятское общество, включая самых различных его представителей, было связано многочисленными нитями с рус скими и монголами, с китайцами и пред ставителями «заоблачной страны» — Ти бета. Барон Корф, генерал - губернатор Забайкалья, и посланец Далай-ламы, «наместника бога на земле» — желан ные гости настоятеля Агинского дацана. «Старший лама Агинского дацана Самбу, в обязанность которого входило наблюдать за порядком, всегда откровен но разговаривал с полицейским урядни ком, светским блюстителем законов. У них не было тайн друг от друга, и тот и другой благоволили к покорным, нена видели и преследовали строптивых...» Обездоленный батрак Галсан пользует ся добрыми советами и помощью полит каторжан, узников Карийской тюрьмы. От них Галсан узнает о том, что одинако во тяжка жизнь простых тружеников, и русских и бурят; расправы царя с непо корными, пожалуй, более жестоки и изо- щренны, чем самосуд какого-нибудь степного владыки (в книге описаны до стоверные факты изуверских истяза ний заключенных в Карийской тюрьме). Нерушимыми узами дружбы связан батрак Галсан с карийскими каторжни ками. Вместе с ними он верит, что при дет время, «когда народ сам будет хо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2