Сибирские огни, 1960, № 1

-теперь Чехов качества человека, которо­ го можно назвать героем. Он особенно .подчеркивал значение таких людей в по­ ру реакции. «В наше больное время... подвижники нужны, как солнце» (VII, 477). Чехов с радостью указывал на то, что среди множества пессимистов, ны­ тиков, лиц, занимающихся пустым и не­ нужным делом, в русской жизни есть лю- .ди подвига. Обаяние Пржевальского он видел в его целеустремленности, служе­ нии родине, которые понятны и дороги каждому порядочному человеку. Из все­ го этого видно, как раздвинулся гори­ зонт писателя. В своих художественных произведениях Чехову не суждено было создать такой героический образ. В Ды­ мове лишь частично (в его безграничной преданности и служении науке) отразил­ ся новый взгляд Чехова на положитель­ ного героя. Цели гражданские, патриоти­ ческие остались еще скрытыми. Лишь незадолго до смерти у писателя возникло желание написать драму о ге­ роическом подвиге ученого, проникаю­ щего в далекие арктические просторы. Этому замыслу предшествовал мотив раз­ рыва героев Чехова с тусклой и ленивой жизнью, тема порыва героев к иной, об­ щеполезной деятельности. Тема ухода героев из родного угла, те­ ма разрыва со старым, отживающим ук­ ладом жизни, ухода в мир широкой об­ щественной деятельности, пока еще неяс­ ной и до конца не осознанной, возникла у Чехова во второй половине 80-х годов, стала крепнуть и прозвучала со всей силой в последнем рассказе — «Не­ веста». Можно отчетливо проследить возник­ новение и рост этой темы на протяжении всего творчества писателя. « — Я не желаю жить более в этом до­ ме!» — зло и нервно кричит студент Петр после невеселых каникул, прове­ денных в доме сурового и скупого отца, превратившего членов семьи в запуган­ ных рабов («Тяжелые люди»). Ужас и тоску испытывает учитель сло­ весности Никитин уже через год после женитьбы, превратившей его в пошлого обывателя. « — Бежать отсюда, бежать сегодня же, иначе я сойду с ума!»— таки­ ми словами заканчивалась повесть. Радостным приветствием новой гряду­ щей и близкой жизни, обязательно^ тру­ довой, осмысленной, наполненной об­ щеполезной деятельностью, наполнена вся драматургия Чехова. « — Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!» — говорит Аня в «Вишневом саду». « — Здравствуй, новая жизнь»,— вто­ рит ей Петя Трофимов, уводя Аню из старой усадьбы. Вся эта цепь произведений как бы вен­ чается образом Нади из рассказа «Не­ веста» (1903 г.), которая смело рвет со старой жизнью и уходит навстречу но­ вой, связанной с трудом и служением на­ роду. х Интересно, что сам Чехов прекрасно понимал, что героиня его последнего рас­ сказа «Невеста» и его общее настроение не является чем-то неожиданным и воз­ никшим у него только в 900-е годы. Ви­ димо, поэтому он и писал в марте 1903 года О. JI. Книппер-Чеховой: «Такие рас­ сказы я уже писал, писал много раз...» (XX, 76). Чехов был прав. Мы видели, что тема порыва чеховских положительных героев к новой жизни действительно рос­ ла и сознательно зрела на протяжении почти всего творческого пути писателя. Его положительные герои постепенно стали не только враждебны пошлому обывательскому прозябанию, но и оказа­ лись носителями высокой мечты о свет­ лом, счастливом будущем для всего че­ ловечества. Следовательно, Чехор имел стройную и продуманную систему литературно­ эстетических взглядов, характеризую­ щую его как убежденного сторонника реалистического метода в искусстве. Нет никаких оснований говорить о каком-то интуитивно-бессознательном, «стихий­ ном» реализме Чехова. Его путь к худо­ жественному мастерству и овладению ре­ алистическим методом был продуманным и осознанным путем изучения неповтори­ мых особенностей художественного отра­ жения и познания жизни. Литературные принципы Чехова стали продолжением и развитием высоких традиций русского критического реализма. Именно благодаря прогрессивности своего демократического мировоззрения и реалистической эстетики Чехов оказал такое огромное воздействие на развитие мировой литературы, что признано ныне всеми. Простые люди всего мира, отмечая сейчас столетие со дня рождения Антона Павловича Чехова, чествуют его как ве­ ликого реалиста — проповедника идей мира, демократии и гуманизма. Советское социалистическое искусство принимает реалистическое творчество и эстетику Чехова как бесценное наследие великой русской культуры.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2